МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Пять геофизических ракет НАСА, предназначенные для исследования высокоскоростных потоков воздуха на высоте 100 километров - на самой границе космоса, были успешно запущены с площадки испытательного центра НАСА на острове Уоллопс (штат Виргиния), сообщает американское аэрокосмическое агентство.
В рамках проекта ATREX (Anomalous Transport Rocket Experiment) использовали пять геофизических ракет типа Terrier трех разных модификаций - Oriole, Improved Orion и Improved Malemute. Все они успешно стартовали с интервалами в 80 секунд.
Окно для запуска открылось в 10.00 мск, но старт много раз откладывался из-за слишком сильного ветра и появления судов в опасной зоне. Буквально за несколько минут до закрытия окна (13.00 мск) участники проекта все-таки успели выпустить всю "очередь".
На высоте около 80 километров ракеты начнут высвобождать специальный реагент - триметилалюминий, который светится, вступая в реакцию с кислородом. Продукты реакции - оксид алюминия, углекислый газ и водяной пар - безвредны.
Наблюдения за яркими следами ракет позволят ученым понять, как двигаются воздушные потоки на больших высотах. За "хвостами" будут наблюдать камеры, установленные в Северной Каролине и Нью-Джерси. Ученые просят жителей этих штатов сообщать, видят ли они следы ракет.
Исследователям сейчас хорошо известны так называемые высотные струйные течения - потоки очень сильных ветров на высотах около десяти километров. Такие течения на высоте от семи до 16 километров могут использовать летчики, чтобы сэкономить топливо.
Однако наблюдения за движением дымных следов после запусков шаттлов показали, что в области между высотами 100 и 110 километров - на формальной границе космического пространства - существуют потоки воздуха со скоростями 320-480 километров в час. На этих высотах очень сложно измерить скорость ветра, поскольку плотность воздуха здесь очень низка.
Поэтому ученые НАСА приняли решение использовать достаточно мощные ракеты, чьи светящиеся следы будут двигаться под влиянием потоков воздуха и выдадут их скорость и направление.