Рейтинг@Mail.ru
Южная Осетия вступает в период вымученной стабильности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Южная Осетия вступает в период вымученной стабильности

Читать ria.ru в
Дзен
Затянувшаяся с ноября прошлого года сага под названием "выборы президента Южной Осетии" выходит на финишную прямую. И вот что интересно: драма оказалась небесполезной. В результате шестимесячного марафона, похоже, будет найден компромисс между соперничающими в республике политическими силами.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

Затянувшаяся с ноября прошлого года сага под названием "выборы президента Южной Осетии" выходит на финишную прямую. И вот что интересно: драма оказалась небесполезной. В результате шестимесячного марафона, похоже, будет найден компромисс между соперничающими в республике политическими силами.

А западный мир хоть и не признал молодое государство, но явно сделал шаг к тому, чтобы воспринимать Республику Южная Осетия (РЮО) более серьезно и уважительно. Неопределенность, сопровождавшая эти выборы с их прошлогоднего фальстарта, сыграла роль столь ценимого в современном мире электорального "саспенса". В итоге на прошедшие в воскресенье выборы приехали 50 западных наблюдателей – потрясающий результат для непризнанного государства на пространстве бывшего СССР.

Итак, вначале – о стабильности и компромиссе. Уже очевидно, что результаты предстоящего второго тура выборов, назначенного на 8 апреля, оспариваться не будут. Все участники, а заодно и заграничные наблюдатели признают первый тур состоявшимся.

Определился и фаворит гонки – это Леонид Тибилов, получивший 42,5 процента в первом туре. Его результат уже признали два аутсайдера первого тура – бывший посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев и лидер местных коммунистов Станислав Кочиев, которому на этих выборах выпала роль "южноосетинского Зюганова".

Серебряный призер – уполномоченный по правам человека Давид Санакоев – сильно отстает от Тибилова с 24,58 процента голосов. Но главное – это даже не явное лидерство Тибилова, а тот факт, что он не воспринимается как лицо, связанное с бывшим президентом РЮО Эдуардом Кокойты.

Несмотря на то, что при первом президенте отделившейся от Грузии РЮО Людвиге Чебирове Тибилов был председателем КГБ, при Кокойты, победившем Чебирова на выборах в 2001 году, нынешний лидер президентской гонки потерял почти все посты. Причиной понижения (Тибилов после прихода Кокойты в 2001 году работал в парламенте, в смешанной контрольной комиссии в зоне осетино-грузинского конфликта, на некоторое время даже ушел с госдолжностей, уйдя в банковскую сферу) могли быть разногласия с Кокойты. А могла быть и более простая история: экс-глава местного КГБ в начале двухтысячных поставил "не на ту лошадь", оставшись верным прежнему патрону.

Российское влияние на непризнанные республики. Читать на сайте InoСМИ>>

Сегодня это уже не важно. Главное, по данным наших источников в Южной Осетии, в том, что недовольные Кокойты бизнес-круги, в прошлом году ставившие на ныне исключенную из гонки Аллу Джиоеву, не воспринимают Тибилова как "человека из прошлого". Есть даже данные, что они оказывали Тибилову поддержку.

Что же касается симпатий Москвы, то на этот раз они выражались очень осторожно и по сути дела оказались распределенными в большей или меньшей степени между всеми четырьмя кандидатами, лишь с легким оттенком фаворитизма в отношении Дмитрия Медоева. Все эти факторы работали на более спокойную атмосферу выборов, на компромисс.

Что же касается Аллы Джиоевой, чья победа во втором туре аннулированных прошлогодних выборов так и не привела к ее инаугурации в качестве президента, то и ее жертвы оказались не напрасны. Как и было записано в декабрьском соглашении между ней и Эдуардом Кокойты, взамен за ее отход от вожделенного президентского кресла со своих постов перед выборами был удален человек, отставки которого особенно активно добивались Джиоева и ее сторонники. Это генпрокурор Теймураз Хугаев.

Он рассматривался как личный противник стоявшего за Джиоевой бизнесмена Дзамболата Тедеева. Может быть, поэтому выписавшаяся недавно из больницы Джиоева не организует пока протестные акции.

Стоявший за Джиоевой Тедеев воспринимается местными наблюдателями как противоречивая фигура. Безусловно, ему не откажешь в мужестве – главный тренер сборной России по вольной борьбе, идущий напролом самостоятельный человек, не допущенный Кокойты к президентским выборам и даже недавно насильно не допущенный на территорию своей родной РЮО (Тедеев сообщил журналистам, что самолет с ним развернули в воздухе и отправили обратно в Шереметьево).

Но при этом общая атмосфера клановости, окружавшая Тедеева, непрозрачность его договоренностей с Джиоевой вызывали сомнения и опасения – не вернется ли республика в пору отчаянных "вольных борцов"? Ведь то, что сейчас нужно маленькой бывшей грузинской автономии, – это не партизанская удаль, как в 1991-м или в 2008 годах, а спокойная работа по восстановлению нанесенных войной 2008-го разрушений.

Очевидно, и избиратель, и южноосетинская бизнес-элита решили, что подходящий к шестидесятилетнему рубежу Тибилов будет спокойнее и грамотнее сотрудничать с поставленным Москвой премьером Вадимом Бровцевым. Последний, взяв на себя роль и.о. президента, в сложившихся обстоятельствах неплохо сыграл роль кризисного менеджера.

Теперь о внешнем признании. Тбилиси эти выборы, разумеется, не признал. Не признают их и западные союзники Грузии. Там повторяют слова об "оккупации" и "марионетке". Что ж, взамен за выделенные миллиарды Москва имеет права ожидать хотя бы контроля за расходованием присланных денег – эту роль "учетчика" и призван выполнять Бровцев. А вот дальше – самоуправление.

И нужно отметить важный момент: южноосетинский избиратель уже второй раз за период независимости проявил свой строптивый нрав, сменив не только президента, но и всю его команду. Причем сделано это было оба раза без стрельбы и государственных переворотов, через выборы – пусть и несовершенные.

Может быть, это и стало причиной активности международных наблюдателей в республике, в мировом политическом бомонде признанной, помимо хозяев Кремля, лишь Уго Чавесом и Даниэлем Ортегой. Имеющей более солидных патронов Грузии, увы, еще только предстоит впервые пройти через опыт "штатной" электоральной смены первого лица, без демонстраций и революций.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала