МОСКВА, 26 мар - РИА Новости. Уйти от системы межбюджетных трансфертов в РФ практически невозможно, однако необходимо стремиться к сокращению трансфертов из федерального центра регионам и увеличению собственных доходных источников субъектов РФ, считает заместитель главы Счетной палаты Валерий Горегляд.
Ранее президент РФ Дмитрий Медведев говорил, что необходимо увеличить число полномочий, переданных с федерального уровня на региональный, поскольку их исполнение на региональном уровне может быть более эффективным. Параллельно следует провести финансовую децентрализацию, которая предоставит регионам дополнительные средства для реализации этих полномочий. Глава государства предлагал рассмотреть возможности расширения источников доходов региональных и местных бюджетов, включая их собственные источники, для реализации как возможных полномочий, так и уже существующих.
"Наша принципиальная позиция состоит в том, что необходимо как можно больше уходить от управления трансфертами к управлению налогами. Сегодня большая часть взаимоотношений регулируется через разного рода механизмы и процедуры оказания финансовой помощи", - сказал Горегляд в понедельник журналистам.
Он напомнил, что в РФ есть регионы, у которых бюджет более чем на 90% формируется за счет федеральной помощи. "Это Дагестан, Тыва примерно на этом же уровне... Разве можно говорить о самостоятельном бюджете в этой ситуации", - отметил представитель Счетной палаты.
По словам Горегляда, необходимо создать такую систему бюджетных отношений, при которой у регионов будут увеличиваться собственные доходные источники. "Но провозгласить это довольно легко, однако в условиях Российской Федерации реализовать это очень трудно", - сказал он.
Он пояснил, что регионы РФ развиты очень неравномерно. "Ведь федеральный центр концентрирует очень большой объем ресурсов не только потому, что у него большие федеральные полномочия, - это одна сторона вопроса, ее можно было бы как-то отрегулировать. Но самые сложные противоречия - в разной бюджетной обеспеченности и разном экономическом развитии регионов", - отметил Горегляд.
Так, бюджетные доходы в Ханты-Мансийском автономном округе и в Ингушетии отличаются в разы, соответственно, невозможно построить такую схему бюджетирования регионов, при которой расходные полномочия региона были бы в прямой зависимости от его собственных доходов.
По словам Горегляда, частично решить данную проблему и стимулировать развитие регионов можно, увязывая между собой региональную политику и отраслевую, в частности, развитие ОПК.
Ранее Счетная палата сообщала, что доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджеты регионов составляет около 23%, а бюджеты 15 регионов более чем на 50% сформированы за счет средств федерального центра. При этом количество дотационных регионов в 2012 году возрастет до 72 с 69 в 2011 году.