МОСКВА, 26 мар - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Гастроли "Театра Post", независимой театральной команды из Санкт-Петербурга, созданной режиссером Дмитрием Волкостреловым, состоятся в Москве с 27 по 29 марта, сообщили в пресс-службе театра.
"Театр Post" существует уже около года и не имеет своей площадки, работая, в основном, в клубных пространствах.
"Интереснее работать в нетеатральном пространстве - когда человек приходит в такое помещение, у него не работает привычная схема. Ведь поход в театр мы представляем определенным образом: гардероб, номерок, кресло, гаснет свет и так далее. Мне кажется, важно эту схему нарушать", - считает режиссер.
Сам режиссер - выпускник курса Льва Додина в Санкт-Петербургской театральной академии. Но его творчество не вызывает прямых ассоциаций с классической школой известного мастера.
"Мне потребовалось достаточно много времени, чтобы преодолеть то, что мне дали в Академии, чтобы найти свой путь. Вечная проблема - чем сильнее учитель, тем сложнее тебе найти себя. С другой стоны, я понимаю, что это был грандиозный опыт, без которого ничего не получилось бы", - говорит Волкострелов.
Сфера внимания молодой театральной команды - современная российская драматургия, впрочем, не только российская. В планах театра - пьесы известного британца Марка Равенхилла (Mark Ravenhill), представителя знаменитого поколения "новых рассерженных" в английском театре.
"Мне очень интересна реальность, в которой я существую. Поэтому я занимаюсь современными текстами. Занимаясь ими, я больше понимаю про современный мир. Я считаю, что драматургия по отношению к театру первична. В этом смысле, я выполняю скорее вторичную, обслуживающую работу, в хорошем смысле слова. Мне важно максимально точно и правильно услышать и передать текст", - объясняет режиссер.
Спектакли Волкострелова с первых мгновений их существования были замечены профессионалами, режиссер и его актеры не раз выдвигались на высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит".
Волкострелов из тех, кто способен преодолеть известный разрыв между современной пьесой и сценической практикой. Со своей командой он ищет адекватный художественный язык для пьес столь своеобразных драматургов, как Павел Пряжко и Иван Вырыпаев.
"Эти тексты заставляют тебя каждый раз придумывать сценический язык заново. Например, тексты Пряжко таковы, что каждую новую его пьесу невозможно ставить, как предыдущую, нужно заново искать адекватную форму", - признается основатель "Театр Post".
Поиски Волкострелова зачастую связаны с отказом от внешней выразительности, со сосредоточенностью на личности актера.
"Один из самых больших комплиментов, который я услышал на "Хозяине кофейни": один из зрителей спросил, актер ли на сцене или обычный человек? Существует проблема - зачастую ты приходишь в театр и видишь актеров, которые актерствуют, но это не имеет к тебе никакого отношения. А нынешняя реальность диктует какое-то новое понимание актерского существования. Мне очень важна личность актера, то, что он чувствует, думает", - рассказывает режиссер.
Театр, связанный с подлинностью, документальностью актерского существования, с отказом от театральности, вызывает много дискуссий - есть мнение, что излишне тесное соприкосновение с жизнью уводит театр из сферы искусства. Но театр Волкострелова доказывает обратное.
"Мы же все равно работаем с зафиксированным текстом. Да и актер остается актером. Есть, например, такой знаменитый театр "Римини Протокол" (Rimini Protokoll), который делает спектакли с участием обычных людей. В какой-то момент им приходится спектакль закрывать, так как участники со временем начинают ощущать себя актерами. Так что не думаю, что стирается грань между театром и жизнью, все равно мы занимаемся текстами, созданными художником", - говорит Волкострелов.
В Москву привезут три спектакля: "Запертая дверь" и "Хозяин кофейни" по пьесам Пряжко, и "Июль" по пьесе Вырыпаева.
"Июль" - известный театральный текст - в "Практике" его ставил Виктор Рыжаков с Полиной Агуреевой в главной роли. Написанный поэтическим, музыкальным языком, он представляет собой монолог сумасшедшего убийцы-каннибала, наполненный традиционным для драматурга богоборчеством и богоискательством.
""Июль" очень сложный текст, и сам Вырыпаев, я знаю, относится к нему непросто. Он даже запретил его ставить. Его драматургия - это какая-то отдельная планета. "Июль", на мой взгляд, абсолютно поэтическое произведение, в отличие от пьес Пряжко, который поэзией не занимается", - считает Волкострелов.
Пьесы Павла Пряжко обращают на себя внимание, в первую очередь, своим языковым строем, почти документальным стилем, повышенным вниманием к психологическим мотивациям, к мелкой вязи повседневных элементарных действий, доведенных до автоматизма. В пьесах Пряжко современный человек с его рефлексией прорисован особенно четко.
"Пряжко все берет из реальности, это его место работы. Он почти ничего не выдумывает. Конечно, это не документальный театр, он художественно переосмысляет реальность. Но, тем не менее, в "Хозяине кофейни" он признается, что пишет про реальных людей или создает собирательные образы. Это важно: я понимаю, что это реальные люди, не выдуманные из головы, очень интересно про них понимать что-то", - рассказывает Волкострелов.
Гастроли "Театра Post" пройдут в помещении Шоурума "After 7" в Хохловском переулке.