Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
В России вскоре появится несколько десятков зарегистрированных партий вместо сегодняшних семи. Столь взрывной рост точно оживит политический ландшафт страны, но каковы будут его реальные последствия? Смогут ли новорожденные и воскрешенные из небытия субъекты политической борьбы стать достойными конкурентами существующим структурам?
В апреле вступит в силу новый закон об упрощении процедуры создания политических партий. Он уже прошел три чтения в Госдуме, в конце марта поступит в Совет Федерации, и, если не будет никаких неожиданностей, в апреле президент Медведев подпишет его - в качестве своеобразного политического завещания. Теперь для того, чтобы зарегистрировать партию, в ней должно будет состоять хотя бы 500 членов, причем из половины субъектов РФ.
Россия реформирует закон о политических партиях. Читать на сайте ИноСМИ >>
Партийный "первичный бульон" скоро закипит
Дума приняла закон в третьем чтении единогласно, однако в оценке перспектив партийного строительства среди политиков и аналитиков единства нет. Многие оппозиционные политики, например, Геннадий Гудков и Борис Немцов, говорят о намеренном размывании политического поля множеством партий, включая партии-спойлеры и партии-однодневки, которые появятся вскоре после вступления закона в силу.
"Законопроект будет создавать дополнительную линию раскола страны по конфессиональному и этническому принципам, поскольку стимулирует создание межрегиональных партий, например на Кавказе и в Поволжье. В итоге будет много национальных партий, и это вызовет отторжение по этническому признаку", - с другой позиции критикует закон лидер "Яблока" Сергей Митрохин.
Некоторые эксперты уверены, что главное создать юридическую возможность для существования партийного "первичного бульона", а остальное само сложится настолько, насколько к этому готово гражданское общество в России.
Нужны быстрые и яркие истории успеха
"Государство реагирует на запросы общества. Все, кто хочет принимать участие в политической борьбе, получат такую возможность. Власть не отвечает за последствия принятия закона", - считает председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества, политолог Иосиф Дискин.
"Власть не несет ответственности за то, что либеральные круги не способны смирить персональную гордыню и собственное эго и не способны объединиться во влиятельную партию, - считает эксперт. - Политики, неспособные унять свои амбиции должны "отвалить" с политического поля".
При этом Дискин признает, что в стране есть либеральный электорат - до 15%, и он будет расти. Проявлять себя новым партиям, по его мнению, нужно будет на муниципальном уровне, на выборах в заксобрания, и уже через пять лет на выборах в Думу.
Похожего мнения придерживается и руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. Эксперт считает, что плюсы от нового закона очевидны, а страхи беспочвенны.
Поскольку, в отличие от ситуации 15-20-летней давности, общая политическая культура в стране выросла, за очевидных политических аутсайдеров и просто за оригинальные названия электорат голосовать не будет. Поэтому у существующих партийных структур в любом случае будет серьезная фора, а новым партиям будут нужны быстрые и яркие истории успеха, которые можно получить на муниципальных выборах и выборах мэров городов.
Разговоры о строительстве новых партий, тем временем, идут на всех идеологических флангах российской политики чрезвычайно активно. Министерство юстиции сообщило, что поступили заявки на регистрацию от более чем 70 инициативных групп.
Левый фланг
Михаил Горбачев объявил о намерении воссоздать Социал-демократическую партию, правда, сам возглавлять ее не собирается. Идею Горбачева поддержал бизнесмен, глава "Национальной резервной корпорации" Александр Лебедев, вместе с Горбачевым издающий "Новую газету". Партия существовала с 1991 года, переживала раскол, объединения, регистрацию Минюста и отказ в регистрации. На существующем до сих пор сайте последняя новость датируется 4 сентября 2004 года.
На "социал-демократический" бренд претендуют и другие люди. Левые силы, принимавшие участие в кампании "За честные выборы", объявили о создании нового объединительного проекта - Социал-демократического союза (СДС). В новую коалицию вошли как представители парламентских партий (эсеры Геннадий и Дмитрий Гудковы, Илья Пономарев, коммунистка Елена Лукьянова), так и лидеры несистемных политических сил Сергей Удальцов и Михаил Делягин. Они объявили о создании надпартийного союза.
Создатели проекта пригласили войти туда и Компартию. Но та пока отказывается. Пономарев также рассматривает в качестве возможного союзника СДС движение "Антифа".
Наброски программы нового объединения основаны на классических общеевропейских левых идеях о национализации природной ренты и управляющих компаний в сфере ЖКХ, о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме этого, в случае получения СДС большинства в Думе, была предложена люстрация всех членов партии "Единая Россия" и сотрудников правоохранительных органов. Пономарев и Гудков заявляют, что они не будут партией, а будут координировать левые силы на муниципальных и региональных выборах.
Еще на дебатах перед президентскими выборами лидер "Справедливой России" Сергей Миронов и лидер КПРФ Геннадий Зюганов договорились о создании предвыборного блока (хотя закон такой возможности не предусматривает), который в перспективе может привести к объединению. Правда, сейчас они об этом не вспоминают.
Сергей Удальцов пока не принял решения, регистрировать ли свой "Левый фронт" как отдельную партию. Перед выборами он объявлял о поддержке Зюганова и чуть ли не о возвращении в лоно КПРФ. После - получил много разных предложений, в том числе о вступлении в "Справедливую Россию". Теперь коммунисты обвиняют Удальцова в непоследовательности, мол, если он "называет себя социал-демократом, то какой же он коммунист?"
Традиционно к левому спектру относят и экологические партии. О намерении создать таковую под названием "Альянс Зеленых" объявил бывший заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. Организация будет основана на базе движения "Зеленая альтернатива", которое появилось в 2009 году незадолго до увольнения чиновника из природоохранного ведомства. Учредительный съезд партии Митволя состоится 24 апреля.
Кроме того, в Минюст уже подала документы партия "Зеленые", которая существовала и раньше, а потом влилась в "Справедливую Россию". До этого ее нынешний лидер бизнесмен Анатолий Панфилов был председателем движения "Кедр", которое тоже когда-то было партией.
О создании своей партии объявила и лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова. Однако, по словам активистки, ее организация будет не только экологической, но займется и другими делами.
Правый фланг
Самым ожидаемым событием на правом фланге будет создание партии миллиардера Михаила Прохорова. Названия пока нет - его выбирают на интернет-сайте народным голосованием. Программа партии будет, очевидно, базироваться на программе олигарха в качестве кандидата в президенты.
Пока не ясно, войдет ли в партию бывший министр финансов Алексей Кудрин. Он создает свой Фонд поддержки гражданских инициатив, однако недавно заявил, что сотрудничать с Прохоровым готов. Формат сотрудничества экс-министр не обозначил. Зато уже объявлено, что в партию вступят бывший министр труда и социального развития, сенатор от Пермского края Александр Починок, совладелец сети аптек Артем Бектемиров и еще несколько крупных бизнесменов.
Интересно, что одно из самых заметных лиц в оргкомитете прохоровской партии - Евгений Ройзман, из-за которого в свое время Прохорова по сути выгнали из "Правого дела". Популярность основателя фонда "Город без наркотиков" в самых разных кругах общества достаточно высока. При этом взгляды самого Ройзмана, строго говоря, достаточно далеки от классического либерализма. Скорее его можно было бы назвать православным консерватором. Так что внутреннее противоречие здесь налицо.
Партия народной свободы (ПАРНАС), отказ которой в регистрации недавно подтвердил Мосгорсуд, будет определяться с дальнейшей стратегией на съезде в апреле. Тем временем, Минюст объявил о готовности зарегистрировать Республиканскую партию, одним из сопредседателей которой является сопредседатель ПАРНАСа Владимир Рыжков. На очереди рассмотрение дела с Российским Народно-Демократическим союзом еще одного сопредседателя ПАРНАСа Михаила Касьянова.
Националисты
В рядах националистов партийного единства пока тоже не наблюдается. Нынешнее националистическое движение "Русские", созданное после запрещения "Славянского союза" Дмитрия Демушкина, будет упразднено. Лидер также запрещенного Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов вместе все с тем же Демушкиным договорились о создании партии. Ее название пока не определено.
Другой националистический тандем уже выбрал название для создаваемой им организации. Бывший член национального совета ДПНИ Владимир Тор и координатор "Русского общественного движения" (РОД) Константин Крылов будут организовывать Национал-демократическую партию России (НДП). В структуру также войдет "Русский гражданский союз" Антона Сусова.
При этом Крылов и Тор пригласили в наблюдательный совет своей организации Алексея Навального и Владимира Милова. Правда, оба отказались. Навальный объяснил отказ нежеланием в ближайшее время примыкать к каким-либо политическим объединениям и стремлением сосредоточиться на антикоррупционной деятельности, а Милов сослался на то, что попытается зарегистрировать свою партию - "Демократический выбор".
Но этим список националистических партий не исчерпывается. Так, еще в середине января доктор наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей объявил о желании создать партию "Новая сила". На сегодня эти планы в силе остаются. При этом Соловей отказывается примыкать к каким-либо другим, более крупным националистическим объединениям.
Стоит отметить, что со времен партии "Родина", влившейся в 2006 году в "Справедливую Россию", "официальных" националистов среди российских партий не было.
"Без названия"
Остальные более мелкие политические организации представляют собой крайне пеструю палитру с самыми разнообразными, порой причудливыми названиями. Понять, к какому флангу отнести ту или иную из них, зачастую не представляется возможным.
Ситуация напоминает киберсквоттинг, когда ушлые бизнесмены во время открытия национальных интернет-доменов старались застолбить за собой самые привлекательные названия с целью их последующей перепродажи. Хотя, кому будет нужна партия "Без названия" (среди заявок, поступивших в Минюст, есть и такая), сказать сложно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции