Рейтинг@Mail.ru
Школьный вальс - РИА Новости, 26.03.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Школьный вальс

Ворчалка № 186

Читать ria.ru в
В начале декабря фирмы Intel и SMART проводили конференцию "Чему и как учиться и учить в XXI веке". Кто такой Intel, рассказывать не стану, а SMART – это канадская фирма, производящая так называемые интерактивные доски SMART Board и очень умный и "творческий" софт для них... Кстати, стоит такая доска на удивление недорого: в пределах трех тысяч долларов, что, если поделить на число учеников, "проходящих" через нее, окажется посильным для очень многих российских школ...

В начале декабря фирмы Intel и SMART проводили конференцию "Чему и как учиться и учить в XXI веке". Кто такой Intel, рассказывать не стану, а SMART – это канадская фирма, производящая так называемые интерактивные доски SMART Board и очень умный и "творческий" софт для них, в основном – так называемый SMART Notebook.

Я, вообще говоря, довольно давно знаком с этими досками (их, понятно, производит не один SMART, но SMART хорош и, главное, заметно более других фирм распространен на нашем рынке), так что решил сходить взглянуть – что у них новенького. Увы, заболел…

И вышло, что хорошо, что заболел: мне устроили индивидуальную презентацию, причем – не в каком-нибудь конференц-зале, а непосредственно в школе, буквально набитой всеми разновидностями интерактивных досок, интерактивных столов (SMART Table), индивидуальных пультиков системы опроса учеников (SMART Response), инфракрасных и вайфайных, и прочими высокотехнологическими устройствами.

Сами по себе интерактивные доски, – хоть, вроде, никаких не известных по другим применениям технологий в себе не содержат, – являют собой эдакое "комплексное чудо". Ну представьте себе: полутора-двухметровая (по диагонали) белая доска, над которой висит на специальной штанге проектор (когда проектор – со сверхширокоугольным объективом, на доске нет никаких теней от даже вплотную подходящего к ней спикера) и которая отзывается на прикосновения руки ли, специального ли маркера, любого другого ли специального инструмента (например, "кисточки" для живописания), – словно огромный планшет.

Включая множественность касаний и даже параллельное творчество нескольких человек сразу: у каждого – именной инструмент. В общем, конечно, всё это (или почти всё) можно делать и непосредственно на планшете или ноутбуке и транслировать происходящее на маленьком дисплее, на большой экран, но…

Но, когда это делается откуда-то… издалека, это и близко не производит того эффекта, какой производит человек, на ваших глазах "работающий с доской" в интерактивном режиме. Кроме того, в такой работе, как я уже сказал, может принимать участие несколько человек одновременно. Спорящие ученые… Ученик и учитель… Два соревнующихся ученика.

Обратная связь происходит у разных моделей по разным технологиям: либо системой воспринимаются непосредственно касания, либо группа камер отслеживает жесты рук… Впрочем, по результату разницу технологий заметить, как правило, не удается.

Однако я, как правило, описываю только то, что может коснуться лично меня как "продвинутого компьютерного пользователя", изменить мою жизнь – потому, хоть эти доски меня и занимали, специально я ими не занимался никогда. Наверное, и на этот раз мое восхищение осталось бы втуне, если не это самое посещение высокотехнологичнейшей школы, где все это работает не в демонстрационном, а в каждодневном, ежечасном режиме. Это – московская муниципальная гимназия №1518, находящаяся на проспекте Мира, слева, сразу за рижским путепроводом.

Первое, что меня там поразило, – все дети, встречающиеся по пути к кабинету директора, здоровались. Внятно и с улыбкой. Все! Сказать по правде, я такого не встречал давненько и думал, что на ближайшие десятилетия в России такой стиль поведения умер. Хорошо, если не навсегда.

Хотите верьте, хотите нет, – когда я, через пару часов уходил из гимназии (а встречные дети всё здоровались и здоровались, всё улыбались и улыбались), я почему-то уверился, что такой стиль связан напрямую с методами в ней обучения.

Поначалу, во время первого разговора с директрисой, я, как подобает журналисту, обрушил на нее поток скепсиса. Принялся высказывать сомнения в том, что применение тех или иных технологий при обучении – дело двести восемьдесят пятое, что проблемы – в подходе к образованию и все такое прочее…

Директриса соглашалась, но только отчасти. Она считает, что возможность увлечь детей самой технологией обучения уже очень много значит в их стремлении чему-то научиться. То есть, если учиться интересно "технологически", то и знания воспринимаются куда более охотно.

Впрочем, спорить на этот счет (а также на счет роли семьи, "тестового" стиля обучения, когда надо не вникать, а выбирать нужный ответ из десятка вариантов и про все такое прочее) можно было бесконечно, – поэтому, как пушкинский мудрец, принявшийся ходить перед седобородым коллегой, утверждавшим, что "движенья нет", – директриса просто повела меня по классам. Где шли уроки. Обычные, будничные. Ни капельки не показательные.

Первый урок был истории. На доске был записан вопрос (кажется, о применении крепостного труда в России), под ним – черта. Вышел ученик. Потянул эту черту вниз, – открылся один вариант ответа. Вернул черту назад, потянул за другой ее конец, – другой вариант. Варианты (короткие тексты) легко поддавались перемещению рукой на нужное поле, – что ученики и демонстрировали с привычным проворством.

Потом – английский. Дети различали синонимы/антонимы. Или что-то в этом роде. В руках у школьников небольшие пультики, – вроде телевизионных "лентяек", только помельче, – и они (школьники) – при появлении на доске очередного вопроса, нажимали на нужные кнопки.

Это был тренировочный урок, – так что результаты были видны только самим ученикам: правильно ответили, ошиблись, – но в принципе, каждый пульт может быть индивидуализирован, а его ответы – зафиксированы в отдельном файле. Вот вам и мгновенная контрольная…

Дальше был класс, кажется, с математикой. Дальше – география у пятиклассников. На доске – карта Средиземноморья, а внизу – красивые античные корабли ("Бессонница, Гомер, тугие паруса…") и географические названия под ними. Дети подходили к доске, ухватывали тот или иной корабль, и он под их водительством "плыл" по морю к той или иной античной колонии, чье название было под кораблем.

Потом мы заглянули в какой-то из совсем младших классов. Там дети стояли вокруг невысоких (по их росту) столов, на которых были изображены арифметические (впрочем, и алгебраические тоже: не одни цифры, но и разные там переменные, иксы…) задачки и двигали виртуальные фишки на нужные места.

Стол живо отзывался как на ошибки, так и на верные варианты. Дети играли так увлеченно, как никогда в жизни не сделали бы это, если б ответы надо было царапать в тетрадках. Думаю, что и результаты в тетрадках были бы заметно хуже. Вот поди ж ты!

Увы, урока рисования во время моего пребывания в гимназии не случилось, но мне все продемонстрировали. Кроме возможности изображать на доске все, что заблагорассудится, менять инструменты, стирать ошибки и все такое прочее, можно было воочию "понять" перспективу, сдвигая на рисунке "точку схождения" и наблюдая, к чему это приводит. А можно – переодеть картинку в тот или иной художественный стиль. В импрессионизм. В кубизм… И так далее. Воображаю себе, сколько надо пересмотреть слайдов, сколько приложить усилий, чтобы понять суть стиля, – тут же это входит в мозг прямо… сквозь кожу…

В общем, после посещения этих уроков я совершенно согласился с директрисой, что если "как" правильное, оно очень и очень может повлиять на "что" и "зачем".

И школьники начинают с улыбкой здороваться с незнакомыми взрослыми…

Готовить такие "интерактивно-досочные" уроки – дело не простое, хоть, конечно, для творческого человека – вполне реальное и даже увлекательное. Но "для разгона" SMART предлагает солидную коллекцию "образцов" и специальный ресурс для учителей SMART Exchange. Готовые материалы, творчески преобразованные учителями, потом поступают в общий обменный фонд, разнообразятся, улучшаются. Филигранятся.

В общем, учителя, которых я встречал в классах, почти совсем разрушили мое представление о российских учителях. Они… другие… новые… Для них hi-tech – не прикольные гаджеты, а нормальная среда обитания.

И, что интересно, – это меняет и их понимание мира, и способ учить. И получается – по беглому и первому моему взгляду – ну очень хорошо. Но этому делу ни в одном нашем педагогическом вузе, насколько мне известно, не учат, – этим разве что занимаются учителя этой же самой гимназии №1518. Но это, увы, капля в море.

Потому что само наличие в школах таких досок (а их, как я узнал с удивлением, довольно много, причем Москва – не чемпион!) еще мало что дает. Вот без такого глубокого понимания возможностей и стиля. Как, напротив, отсутствие техники делает такое понимание почти бессмысленным.

Кстати, стоит такая доска на удивление недорого: в пределах трех тысяч долларов, что, если поделить на число учеников, "проходящих" через нее, окажется посильным для очень многих российских школ. Даже при нынешнем уровне их финансирования.

В общем, это посещение гимназии произвело на меня одно из самых ярких высокотехнологических впечатлений последних лет. Ярче любого нового планшета, ультрабука или коммуникатора.

Если хотя бы половина… хотя бы треть наших школ станет похожей (не только оснащением, но и умением учителей этим оснащением пользоваться в полной мере) на эту гимназию, у нас появится надежда на будущее.

Но вот как этого достичь?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала