МОСКВА, 26 мар - РИА Новости. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в случае стрессового сценария, предусматривающего снижение средней цены на нефть марки Urals до 60 долларов, может снизить суверенный долгосрочный рейтинг РФ сразу на три ступени, говорится в отчете S&P.
В настоящее время РФ имеет следующие рейтинги S&P: по обязательствам в иностранной валюте - долгосрочный "BBB" со стабильным прогнозом и краткосрочный "A-3", по обязательствам в национальной валюте - долгосрочный "BBB+" со стабильным прогнозом и краткосрочный "А-2".
"Мы считаем, что снижение цен на нефть на 10 долларов прямо и косвенно приведет к снижению госдоходов на 1,4% ВВП", - говорится в сообщении агентства.
"В случае стрессового сценария, при котором цена барреля Urals упадет и остается в среднем на уровне 60 долларов, можно будет ожидать (...) дефицита выше 8% ВВП. При этом сценарии долгосрочные рейтинги РФ могут снизиться (максимально - ред.) на три ступени", - говорится в сообщении.
В 2011 году средняя цена на нефть Urals составляла 110 долларов за баррель, превышая предыдущий рекорд в 95 долларов в 2008 году. К середине марта текущего года средняя цена составляла около 125 долларов за баррель.
Два стрессовых сценария
Повышение цен на нефть в течение почти всего прошлого десятилетия, отмечает S&P, поддерживало экспансионистскую фискальную политику, при этом позволяя наращивать бюджетные резервы. Тем не менее фискальная экспансия и, не в последней степени, крупные расходы в рамках стимулирующей бюджетной политики в период недавнего кризиса привели к существенному увеличению доли расходов по отношению к ВВП.
"В результате, несмотря на рекордный объем доходов от продажи нефти в 2011 году, профицит бюджета расширенного правительства составляет, по нашим оценкам, всего 0,8% ВВП. Мы ожидаем, что в 2012 году для формирования сбалансированного бюджета цена на нефть должна в среднем равняться 120 долларам за баррель", - говорится в релизе агентства.
Высокие цены на нефть, считают эксперты, пока позволяют поддерживать уровень государственных расходов, однако давление на расходную часть бюджета, например, со стороны стареющего населения или в случае выполнения значительной части расходных обещаний, сделанных в ходе президентских выборов, может привести к необходимости увеличения доходов бюджета.
S&P рассматривает два стрессовых сценария: один из них предусматривает снижение цены на нефть до 80 долларов за баррель, другой - до 60 долларов за баррель.
"Вместе с тем, поскольку в соответствии с нашим базовым сценарием цена на нефть останется выше 100 долларов за баррель, мы считаем, что вероятность реализации этих двух стрессовых сценариев в ближайшие два года составляет менее чем один к трем", - заявил кредитный аналитик Standard & Poors Кай Штукенброк. Он добавил однако, что лишь немногим более двух лет назад фактическая средняя цена нефти составляла 60 долларов за баррель, а годом позже - немногим ниже 80 долларов за баррель.
"Мы полагаем, что значительная и, возможно, неупорядоченная коррекция экономического развития в Азии в целом и в Китае в частности может привести к существенному снижению цен на нефть, что окажет негативное влияние на экономику России", - заключил Штукенброк.
В итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года говорилось, что бюджет РФ должен быть сбалансирован в 2012 году при цене на нефть 105 долларов за баррель, в 2013 году - 103 доллара за баррель, в 2014 году - 97 долларов за баррель, в 2015 году - 95 долларов за баррель.
В качестве базовой эксперты, работавшие над докладом, предлагают использовать расчетную цену на нефть марки Urals, полученную как скользящее десятилетнее среднее, то есть для расчета используется цена за последние 10 лет, взятая в реальных ценах (скорректированная на инфляцию доллара), а затем полученная цена пересчитывается в текущие цены, исходя из накопленной долларовой инфляции.
Таким образом, бюджет РФ в 2011 году должен быть сбалансирован при цене 55 долларов за баррель, в 2012 - 63 доллара, в 2013 - 70 долларов, в 2014 - 78 долларов, в 2015 - 85 долларов. "Предложенный вариант базовой цены, при условии реализации заложенной в прогнозе МЭР динамики цен на нефть, подходит к значению более 90 долларов за баррель к 2016 году. Представляется, что именно 2016 год должен стать годом выхода на стационарный вариант использования данных бюджетных правил", - говорится в докладе.
При этом на срок до 2015 года должен действовать переходный период, когда базовая цена устанавливается в особом порядке, то есть выше средней за десять лет.
Предельный объем расходов в течение переходного периода должен определяться по общему правилу: расчетные доходы бюджета при базовой цене плюс предельный объем чистого долгового финансирования в случае компромиссного сценария. Максимальную величину чистого долгового финансирования предлагается принять равной 1,0-2,0% ВВП в год, а предельные размеры государственного долга - 25% ВВП.
Ранее, описывая возможные механизмы бюджетных ограничений, министр финансов Антон Силуанов говорил, что если ориентироваться на среднюю цену на нефть за 10 лет, то бюджет нужно балансировать при цене 70 долларов за баррель. Однако это почти невозможно сейчас сделать с учетом взятых государством обязательств. На 2012 год в бюджет заложена цена на нефть на уровне 100 долларов за баррель, при дефиците 1,5% ВВП, а сбалансирован он мог бы быть при цене 117 долларов за баррель.
Минфин в конце прошлого года сообщал, что бюджет 2013 года может быть сбалансирован при цене около 114 долларов за баррель, в 2014 - 108 долларов.