О ситуации с насыщенностью сети кредитных учреждений в России, о новом проекте банка по развитию "легких" офисов и о том, почему никакие технологии не заменят живого общения банкира с клиентом, корреспонденту РИА Новости Эвелине Есиповской рассказал и.о. председателя правления банка "Траст" Федор Поспелов.
- По вашим оценкам, по какому пути развития сети отделений сейчас идут российские банки? Наращивают количество офисов или, наоборот, оптимизируют?
- Несомненно, все кредитные учреждения озабочены вопросами эффективности бизнеса. Банки рассматривают возможности оптимизации любых издержек, а содержание сети - это существенные издержки для кредитной организации с разветвленной сетью. Однако, оптимизация - это не обязательно сокращение сети, но и, например, изменение ее формата. Сейчас стало накладно содержать крупные офисы площадью тысяча - полторы тысячи квадратных метров, которые банки активно открывали в 90-е годы. Поэтому происходит оптимизация с точки зрения уменьшения площадей офисов до некого оптимального размера - удобного клиентам и сотрудникам банка. С этим также связан тот факт, что многие банки трансформируют филиалы в операционные офисы, и за счет этого решают две задачи: сокращают издержки и централизуют часть важных бэк-офисных функций.
Например, в "Трасте" мы централизовали все администрирование кредитных сделок. На месте формируется дело клиента, далее оно присылается в Москву, и уже здесь в единой базе происходит весь процесс администрирования, пока кредитная сделка живет. Мы централизовали массу бэкофисных функций. Например, раньше в каждом офисе были сотрудники, которые занимались взиманием комиссий, расчетом и начислением процентов по вкладам. Это достаточно затратная конструкция. На сегодняшний день у нас имеется два центра на Дальнем Востоке и в европейской части России, которые делают это централизованно.
Оптимизация идет, но параллельно с этим банки, у которых есть финансовая возможность, конечно, наращивают сеть. Это относится к розничным банкам, поскольку для них развитие сети означает увеличение охвата населения. Так что реального сокращения сети не происходит, оптимизация происходит за счет изменения формата офисов.
- Достаточна ли на сегодня насыщенность банковской сети в России для удовлетворения спроса существующих и потенциальных розничных клиентов? Насколько востребованы такие каналы обслуживания как интернет-банкинг, банкоматы с расширенными функциями?
- Я думаю, что до насыщения еще далеко, развитие идет эволюционно, в зависимости от востребованности населением тех или иных финансовых услуг. К сожалению, в большом числе регионов, где мы стремимся перейти к различным формам самообслуживания, к банкоматам с функцией кэш-ин, мы сталкиваемся с тем, что клиент бывает не в состоянии себя обслужить. Таким образом, самообслуживание сводится к тому, что рядом с клиентом все равно стоит сотрудник банка и помогает ему справиться с техникой. В такой ситуации широкое распространение новых форматов - это работа на длительную перспективу.
- Банк "Траст" в 2012 году планирует дополнительно открыть по России 300 "легких" офисов экспресс-кредитования. По какому принципу будет организована их работа?
- Если в городе - "миллионнике" есть, допустим, два отделения банка, то для клиентов это неудобно, даже если каждое отделение занимает площадь в тысячу квадратных метров. Наша идея состоит в том, чтобы вместо одного офиса в тысячу метров сделать пять офисов по 150-200 метров, расположив их там, где есть неизменно насыщенный пешеходный трафик - магистральные улицы, крупные торговые центры. Там мы и открываем точки экспресс-кредитования (ТЭК), где наши сотрудники могут оперативно обработать данные клиента и выдать кредит по индивидуальным условиям.
В основном, ТЭК будут открываться в тех регионах, где "Траст" уже присутствует. Хотя, мы, несомненно, рассматриваем и новые регионы. Наш "авангард" в данном случае - это торговые сети, со многими из которых мы работаем по схеме POS-кредитования. Сети хотят, чтобы банк-партнер работал там, где они присутствуют. Это могут быть населенные пункты, где нет наших обычных отделений. Мы туда выдвигаемся, и если видим, что есть достаточно высокий интерес к сопутствующим банковским услугам среди посетителей торговых центров, то рассматриваем возможность создания в этих населенных пунктах и "обычных" отделений.
- По Вашим прогнозам, как увеличение количества офисов вдвое скажется на финансовых результатах банка?
- Мы исходим из того, что количество выдаваемых кредитов должно расти пропорционально количеству офисов. Думаю, что к 2013 году количество клиентских заявок возрастет примерно вдвое, что позволит нам либо в два раза увеличить бизнес, либо еще больше снизить риски, перенастроив скоринговую модель.
Наша задача - повышение плотности сети и качества обслуживания для того, чтобы формировать долгосрочные партнерские отношения с нашими клиентами.