За полувековую карьеру на посту директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, отмечающая сегодня 90-летний юбилей, организовала сотни выставок. Некоторые из них вошли в историю музейного дела, став своеобразными точками отсчета и ориентиром для коллег и зрителей, готовых отстаивать многочасовые очереди в музей, чтобы в очередной раз увидеть нечто особенное.
1966 год
Ретроспективная выставка Александра Тышлера
Официальное отношение к художнику, не вставшему под знамена соцреализма, было в ту пору негативным. С 1930-х годов он работал в театре, выставок у него было крайне мало, а если они и случались, то проходили в небольших зальчиках на задворках. Антонова решила не обращать внимания на такие условности и организовала первую большую ретроспективу Тышлера в СССР.
По случаю привоза шедевра да Винчи в Москве произошло буйное помешательство – народ дежурил на подступах к ГМИИ, чтобы ровно на 15 секунд задержать взгляд на одном из самых знаменитых портретов в истории человечества.
Чтобы привезти Мону Лизу в СССР, потребовалось изготовить специальный пуленепробимаемый ящик и найти гигантскую многомиллионную страховую сумму. Это удалось сделать благодаря настойчивости Антоновой и лояльности музею тогдашнего министра Екатерины Фурцевой, для которой привоз Джоконды стал финальным аккордом карьеры – осенью ее не стало.
Тайны хранения и транспортировки музейных ценностей. Инфографика >>
1981 год
"Париж-Москва"
Эта выставка стала глотком свободы на территории советского пространства и оказалась значимой не только для зрителей, которые могли спокойно рассматривать в музейных залах работы авангардистов, но и для профессионалов, поскольку на ней демонстрировались произведения, привезенные из-за рубежа и извлеченные из запасников. Тогда, как признавалась позже Антонова, люди шли не столько на французское, сколько на русское искусство, которое они никогда не видели – Малевича, Кандинского, Шагала.
2007 год
"Шанель. По законам искусства"
Выставки о моде чрезвычайно популярны во всем мире – чего стоит только пример музея "Метрополитен", который делает их с завидной регулярностью, устраивая по случаю открытия пышные балы с участием звезд Голливуда и спонсоров. Из российских музеев ГМИИ стал первым, кто пошел на соединении современного дизайна с классическим искусством. Эксперимент был признан удачным, и за ним последовала выставка, посвященная еще одному гениальному модельеру – Кристиану Диору.
Посмотреть фотоленту Выставка "Шанель. По законам искусства" >>
Посмотреть фотоленту "Высокая мода и большое искусство: история Dior на выставке в Москве" >>
2010 год
"Пикассо"
Работы Пабло Пикассо показывали в музее и до того, в 1956 году состоялась беспрецедентная по масштабу выставка его работ, потом отдельные произведения вошли в состав экспозиции "Париж-Москва", а в 2010 году из Национального музея Пикассо в Париже привезли практически все, что смогли, дополнили шедеврами художника голубого и розового периода из собрания ГМИИ и в результате получился проект, где творчество Пикассо было показано "от а до я". Экспозиция стала первым блокбастером в новейшей истории музея - за три месяца работы ее увидели 236 тысяч зрителей. И именно после нее ходить на выставки в ГМИИ стало правилом хорошего тона.
Посмотрите фотоленту "Экспонаты и посетители выставки "Пикассо в России" >>