Рейтинг@Mail.ru
Украина не хочет менять ГТС на дешевый газ. Но, возможно, придется - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина не хочет менять ГТС на дешевый газ. Но, возможно, придется

Читать ria.ru в
Дзен
Визит президента Украины Виктора Януковича в Москву на заседание глав государств-членов ЕврАзЭС 19-20 марта вряд ли позволит решить главную проблему последних лет между Украиной и Россией – газовую, убеждены эксперты. У Украины не появилось новых аргументов, способных заставить "Газпром" снизить цену на газ.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Визит президента Украины Виктора Януковича в Москву на заседание глав государств-членов ЕврАзЭС 19-20 марта вряд ли позволит решить главную проблему последних лет между Украиной и Россией – газовую, убеждены эксперты. У Украины не появилось новых аргументов, способных заставить "Газпром" снизить цену на газ.

Более того, в прошлую пятницу, 16 марта, правительство Украины вынесло на обсуждение в парламент законопроект, который прямо запрещает приватизацию и аренду украинской газотранспортной системы (ГТС), в контроле над которой был заинтересован "Газпром".

Болевой вопрос современности

Предворяя визит в Россию, Виктор Янукович в очередной раз обозначил главный болевой вопрос двусторонних отношений – цены на газ. Он заявил, что Украина не может платить за российский газ существующую цену, которая определяется долгосрочным контрактом, подписанным в 2009 году между НАК "Нафтогаз" (крупнейшая добывающая, перерабатывающая и транспортирующая нефть и газ компания Украины) и российским концерном "Газпром".

Украинские власти считают, что цена (в 2012 году она составит почти 416 долларов за тысячу кубометров) непомерно высока, и настаивают на ее снижении. По словам президента Януковича, справедливая цена на российский газ для Украины не должна превышать 250 долларов за тысячу кубометров. Украина ежегодно переплачивает за российский газ около 3,8 млрд долларов по сравнению со своими соседями, утверждает президент Украины.

Россия готова рассматривать вопрос о снижении цены топлива, но взамен хочет получить контроль над газотранспортной системой (ГТС) Украины. Это позволило бы "Газпрому" ликвидировать транзитные риски при поставках газа европейским потребителям. Но сейчас законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны.

Ни продажи, ни аренды

На рассмотрение украинского парламента были внесены два законопроекта, касающиеся реформирования ГТС страны.

Первый, правительственный, помимо реорганизации "Нафтогаза" (то есть разделения его на компании по добыче и транспортировке газа) разрешал аренду газотранспортной системы (ГТС). Возможность сдачи в аренду мощностей украинской ГТС – это необходимое условие для создания газотранспортного консорциума с РФ.

На создании трехстороннего (Украины, РФ и ЕС) или двухстороннего (Украины и РФ) консорциума настаивает Украина. Он нужен для совместной модернизации ГТС Украины, которая, по предварительным расчетам, обойдется в 5-7 млрд долларов и займет пять-семь лет. Киев и Москва не исключают, что консорциум займется управлением украинской ГТС.

Второй законопроект разработан депутатом Верховной Рады Юрием Карамзиным. Он прямо запрещает "отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые работают с транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранением в подземных газохранилищах".

"Передача их с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц... что может привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК "Нафтогаз Украины", дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещается", – говорится в законопроекте Кармазина.

Несговорчивая оппозиция

Правительственный законопроект никак не удавалось рассмотреть в Верховной Раде: оппозиция дважды блокировала трибуну и президиум в зале заседаний, не позволяя приступить к обсуждению. В итоге 16 марта правительство Украины согласилось принять к рассмотрению законопроект о реформировании нефтегазового комплекса, предложенный оппозицией.

Правительство надеется, что при рассмотрении оппозиционного законопроекта депутаты не станут блокировать трибуну в Верховной Раде, говорит РИА Новости директор Института энергетических исследований (Киев) Дмитрий Марунич. Но и в этот раз оппозиция не согласилась рассматривать проект.

Оппозиция опасается поправок, которые передадут "трубу" в бессрочную аренду, которую правительственный законопроект допускает. По мнению депутатов, такая аренда ничем не отличается от продажи, пояснил Марунич. А продавать ГТС нельзя – это угроза национальной безопасности, настаивают оппозиционеры.

Потому 16 марта оппозиция снова заблокировала трибуну, не допустив рассмотрения законопроекта депутата Кармазина. После объявленного перерыва работа Верховной Рады Украины не была возобновлена.

"Трибуна была заблокирована в третий раз, не сомневаюсь, что будет и четвертый, потому что кабмин не откажется от продвижения этого законопроекта", – прогнозирует Дмитрий Марунич.

Уступка оппозиции как приговор

Если оппозиционный законопроект все же будет принят, то Украина фактически откажется от реформирования своей ГТС. Ни РФ, ни ЕС не станут вкладывать средства в модернизацию ГТС, поскольку не смогут участвовать в управлении "трубой".

Тогда украинские власти вряд ли смогут рассчитывать на снижение цен на газ и будут вынуждены покупать российское топливо по установленной в контракте цене.

Кроме того, со временем Украина потеряет свой статус главного транзитера российского газа в Европу. В ноябре прошлого года была запущена первая очередь стратегического газопровода – "Северный поток", который позволяет поставлять российский газ в Германию. В октябре 2012 года планируется запуск второй ветки.

В 2012 году "Газпром" планирует принять окончательное инвестиционное решение и начать строительство газопровода "Южный поток", который позволит экспортировать топливо в Южную Европу.

Если строительство "Южного потока" начнется, то, как заявил в феврале официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов, Украина будет иметь нулевое значение для экспорта российского газа.

Тупиковая ситуация

Ситуация с украинской ГТС сейчас "подвисла" и никаких сдвигов не ожидается, она тупиковая, говорит РИА Новости аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. Если ГТС Украины нельзя будет ни арендовать, ни продавать, то Украине будет нечего предложить России в переговорах о снижении цены на газ, отметил эксперт.

"В какой-то момент времени Украина может просто потерять значимую долю транзитных платежей, – сказал он. – Без уступок с украинской стороны вряд ли можно рассчитывать на уступки с российской стороны".

Дмитрий Марунич говорит, что на встрече в Москве президенту Украины нечего будет предложить российским властям, но реформа украинской ГТС вопреки протестам оппозиции все же состоится. "В пятницу Янукович в очередной раз поручил кабмину реформировать "Нафтогаз" до мая", – рассказал Марунич.

Украинским властям уже некуда отступать: у них нет ресурсов для поддержания работы газотранспортной системы, пояснил Дмитрий Марунич. Таким образом, придется либо договариваться с "Газпромом" и продавать ему часть ГТС, либо искать другого покупателя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала