МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Наиболее вероятным вариантом реформирования системы госуправления в России является стратегия "последовательной оптимизации", говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.
"Наибольшую вероятность реализации имеет первый вариант стратегии ("последовательная оптимизация"), поскольку он не требует радикального изменения институциональных условий вне системы исполнительной власти", - говорится в Стратегии-2020.
Данный вариант предполагает наращивание и повышение уровня согласованности усилий исполнительной власти по модернизации государственного управления и оптимизации регулирования, повышение ответственности за ее конечные результаты.
В частности, предполагается повышение ответственности органов власти и должностных лиц за действие или бездействие, а также предпринимателей за несоблюдение установленных обязательных требований. В рамках реализации данного варианта реформы должны быть увеличены размеры компенсаций морального вреда по гражданским искам, повышена результативность институтов и механизмов участия представителей гражданского общества в выработке и оценке управленческих решений.
"Основные риски данной стратегии связаны с недостаточным контролем ее результативности со стороны гражданского общества. В этих условиях возможно сохранение и даже расширение неэффективного присутствия государства в экономике и обществе. Реализация стратегии требует постоянного внимания руководства", - говорится в итоговом докладе.
Авторы Стратегии-2020 также предлагают еще два варианта реформ в сфере госуправления. В частности, стратегия "дебюрократизация" предусматривает минимизацию государственного регуляторного вмешательства в экономику.
"Государство должно сосредоточиться на создании условий наибольшего благоприятствования для развития предпринимательства и гражданской инициативы, подразумевающего: четкую спецификацию и защиту прав собственности, усиление роли судебной системы по сравнению с административными органами, создание максимально благоприятных условий для конкуренции", - отмечается в итоговом докладе.
Данный варант основывается на "презумпции добросовестности": развитие бизнеса и создание условий для добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением. При этом предлагается отказаться от административной и уголовной ответственности за нарушения обязательных требований, не приводящих к ущербу жизни и здоровью граждан. Также должен быть осуществлен переход от контроля со стороны органов исполнительной власти к решениям о компенсации вреда в рамках гражданского законодательства.
"Существенным риском стратегии является возможность ухода от ответственности недобросовестных участников рынка. Однако, скорее всего, рост числа нарушений интересов контрагентов, причинения вреда будет носить временный характер", - говорится в докладе.
Авторы документа, вместе с тем, прогнозируют существенное сопротивление со стороны госорганов и госслужащих возможности реализации рефформ по варианту "дебюрократизация".
"Совпадение активного сопротивления и фактов злоупотреблений повышают вероятность отказа от этой стратегии на полпути. В результате такого развития событий возможна обратная реакция - усиление государственного регулирования", - говорится в документе.
Третий вариант реформ обозначен авторами Стратегии-2020 как "позитивная реинтеграция".
"Эта стратегия направлена на развитие такой институциональной среды, которая предоставляла бы равные возможности основным сторонам общественного договора для выработки и реализации программ сбалансированного социально-экономического развития. Цель достигается за счет трехстороннего регулирования: развития кооперации сторон общественного договора (бизнеса, власти и общества) с одновременной конкуренцией их ключевых элементов (властных, экономических, общественных институтов и акторов)", - говорится в итоговом докладе.
В частности, в рамках третьего варианта реформы госуправления предлагается принятие серии мер, стимулирующих создание и функционирование различных типов объединений предпринимателей и граждан (некоммерческих организаций, саморегулируемых организаций бизнеса, хозяйственно-общественных объединений на местном уровне, институтов по защите прав потребителей), комплексное введение различных механизмов согласования интересов при принятии нормативных правовых актов (процедуры обязательного согласования (визирования) представителями всех заинтересованных сторон.
Данный вариант реформ, как отмечается в документе, является достаточно трудоемким с точки зрения согласования интересов различных групп, он может давать сбои или имитироваться при недостаточной общественной активности.
"Если не удастся обеспечить публичность и прозрачность взаимодействия, то возможно возникновение множества альтернативных негосударственных организаций и бизнес-ассоциаций, конкурирующих за участие во взаимодействии с ведомствами коррупционными методами, а также создание чиновниками "карманных" НГО и бизнес-ассоциаций", - говорится в документе.
В итоговом докладе отмечается, что возможны два маршрута движения по реформированию госуправления в России: "первый связан с движением по оси "Оптимизация", а второй начинается с движения в направлении "Оптимизации" при параллельном создании пороговых условий для реализации других стратегий".