МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Попытка сенаторов США пересмотреть контракт Рособоронэкспорта и Пентагона на поставку вертолетов Ми-17 в Афганистан может навредить, прежде всего, самим Штатам, так как им придется платить большую неустойку, а серьезной альтернативы российским машинам нет, считают российские эксперты. По их мнению, сенаторы просто лоббируют интересы американских вертолетостроителей и хотят заработать политический капитал на фоне трагических событий в Сирии.
Сенаторы негодуют
В мае 2011 года компания Рособоронэкспорт и Минобороны США заключили контракт на поставку 21 военно-транспортного вертолета Ми-17В5 в Афганистан на сумму 367,5 миллиона долларов. По данным американской стороны, полная стоимость договора, включая поставки запчастей и обслуживание вертолетов, составляет около 900 миллионов долларов.
Инициативная группа американских сенаторов направила в понедельник письмо в Пентагон с призывом пересмотреть этот контракт.
Мы выражаем серьезное беспокойство относительно сделки министерства обороны США с Рособоронэкспортом - контролируемой государством компанией, которая продолжает отношения с режимом Башара Асада (президент Сирии), практикующим систематические атаки на собственное население, - говорится в этом обращении.
По данным сенаторов, Россия поставила вооружений в Сирию на миллиард долларов после начала беспорядков в стране.
В последние месяцы антиправительственные протесты в Сирии, начавшиеся еще год назад, переросли в ожесточенные вооруженные столкновения. Из страны практически ежедневно поступают сообщения о гибели людей, как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. По данным ООН, общее число жертв в стране уже превысило 7,5 тысячи человек.
Сенаторы утверждают, что деньги американских налогоплательщиков тратятся на покупку российских вертолетов вместо того, чтобы закупать для афганских военных машины американского производства. При этом они ставят под сомнение преимущества Ми-17 перед американской техникой в условиях Афганистана. Также сенаторы выражают обеспокоенность тем, что правительство США "заключило сделку с организацией (Рособоронэкспорт), которая долгие годы (2006-2009 годы) находилась под санкциями за помощь Ирану".
Официальный представитель Рособоронэкспорта в беседе с РИА Новости отказался комментировать заявление сенаторов.
Обратной дороги нет
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев назвал заявление американских сенаторов о пересмотре контракта популистским. "Я думаю, что это чисто популистское заявление. Есть заключенные контракты, и они должны исполняться", - сказал Жигарев агентству во вторник.
Он отметил, что "великая держава всегда защищает свой военно-промышленный комплекс. Здесь ситуация достаточно простая: они лоббируют интересы собственных производителей". По мнению депутата, российские вертолеты ничуть не хуже американских.
Председатель общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко в беседе с РИА Новости подчеркнул, что обращение сенаторов США - не более чем политический пиар, поскольку контракт уже фактически выполнен. Россия уже поставила в Афганистан девять машин, оставшиеся 12 вертолетов будут поставлены в первой половине этого года.
С практической точки зрения, контракт выполняется успешно. Очевидно, что затормозить либо разорвать его просто не представляется возможным. Кроме того, в тексте контракта содержится и страховочный механизм, связанный с компенсационными выплатами России в случае нарушения условий контракта либо отказа одной из сторон от его выполнения, - отметил он.
Собеседник агентства полагает, что попытка связать вопросы российских поставок в Сирию и контракт на поставку вертолетов в Афганистан выглядит как попытка пиара "группы политиков, которая не понимает стратегической важности поставок в Афганистан российских вертолетов, чтобы обеспечить стабильность существования там военного контингента США". Коротченко отметил, что Сирия не находится под режимом международных санкций и Россия абсолютно легитимно поставляет туда вооружения и военную технику.
Сейчас в стадии исполнения находится контракт на поставку в Сирию российских береговых ракетных комплексов "Бастион" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами "Яхонт". Самые крупные подписанные контракты - поставка 24 истребителей МиГ-29М/М2 и восьми дивизионов комплексов ПВО "Бук М2Э". Наиболее крупным контрактом 2012 года в этой сфере стало соглашение на поставку Сирии 36 учебно-тренировочных самолетов Як-130 на сумму около 550 миллионов долларов. Однако ввиду внутриполитического кризиса в Сирии будущее этого договора выглядит не слишком определенным, полагают эксперты.
Вынужденный выбор
Российские эксперты подчеркивают, вертолеты Ми-17 - вынужденный выбор Пентагона. Они лучше приспособлены для действий в Афганистане, надежны, менее сложны в управлении, чем американские, афганские пилоты их хорошо знают. По словам Игоря Коротченко, американские военные выступили главными инициаторами заключения этого контракта, "поэтому позиция Пентагона и позиция группы американских законодателей будут диаметрально отличаться".
По словам главного редактора профильного издания Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, самое важное, что никакой внятной и реальной альтернативы использованию российских вертолетов Ми-17 у американцев в Афганистане нет.
Теоретически, альтернативой могут быть вертолеты Sikorsky UH-60 (S-70) Blackhawk новой постройки или переоборудованные в транспортные старые противолодочные вертолеты SH-3 (S-61) Sea King, которые сейчас компания Sikorksky поставляет для Госдепа США. Но в обеих этих вариантах американские решения слишком дороги - а ведь поставки производятся за американские деньги же, - указал эксперт в разговоре с РИА Новости.
К тому же, по его словам, под эти вертолеты надо создавать очень дорогостоящую инфраструктуру обслуживания и особенно обучения (с подготовкой летного и технического состава в США), что с учетом стоимости контрактных работ и оплаты американского контрактного персонала сделает машины "золотыми". Так что американцам не остается ничего другого, как закупать куда более дешевые Ми-17, под которые у афганцев есть и летчики и опыт, резюмировал Барабанов.