Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Российские офицеры, возможно, уже скоро смогут служить дольше на пять лет (при наличии такого желания). Министерство обороны подготовило законопроект об увеличении предельных возрастов для военнослужащих, кажется, осознав всю глубину кадровой катастрофы.
Происходящее может свидетельствовать о желании военного ведомства сохранить в вооруженных силах подготовленные кадры, изрядно поредевшие в процессе реформ последних лет.
Сроки растут
"…Новые предельные возрасты нахождения военнослужащих на военной службе в зависимости от имеющегося офицерского звания: до подполковника, капитана 2 ранга включительно – 50 лет; полковника, капитана 1 ранга – 55 лет; генерал-майора, контр-адмирала, генерал-лейтенанта, вице-адмирала – 60 лет; маршала, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 65 лет", – сообщает пресс-служба МО, комментируя предлагаемые изменения в действующее законодательство.
По сравнению с действующими правилами (определенными законом 53-ФЗ от 1998 года) возрасты сдвинуты на пять лет в сторону увеличения. Отмечено, что этим предложением предельные возрасты в вооруженных силах приводятся в согласование с действующими нормами для госслужащих и сотрудников органов внутренних дел.
"В его [предложенного изменения] основу заложена идея закрепления на военной службе военнослужащих, обладающих боевым, войсковым и административным опытом, высокими управленческими знаниями и навыками", – также сообщается в пресс-релизе военного ведомства. Этот тезис нуждается в подробной иллюстрации.
Ковровая оптимизация
Надо сказать, на первый взгляд идея военного ведомства далека не только от свежести, но и от последовательности в проводимых реформах.
Радикальное сокращение офицерского корпуса ВС в ходе "реформ Сердюкова-Макарова" (до 150 тысяч человек – и это с 365 тысяч на осень 2008 года) было обусловлено целым рядом причин. В частности – устранением перекосов в долях старшего и высшего офицерского состава, которых уже было почти некуда девать на фоне традиционной нехватки линейных комвзводов-лейтенантов.
Здесь сильно помог и закон 53-ФЗ, в который ныне вносятся правки: контракты многих старших и высших офицеров нещадно обрывались по достижению определенного возраста без права продления "решением Верховного Главнокомандующего".
Но под такой каток попало немало критиков реформы из числа генералитета и офицеров-генштабистов. Уходили не люди и не отделы – иной раз целые управления центрального аппарата в полном составе, оставляя озверевшим от такой нагрузки неподготовленным наследникам непаханый фронт работ.
Сильный удар понесла и военная наука: некритичное "разжалование" специалистов по боевому применению из числа личного состава военных НИИ резко снизило потенциал экспертной поддержки принятия решений в вооруженных силах.
Залихватскому сокращению подверглись и штабные структуры в войсках, где доля старших офицеров максимальна. В первую очередь пострадали штабы бригад "нового облика", лишившиеся в сравнении со своими дивизионными предшественницами целого ряда возможностей в боевом управлении из-за недостаточно развитого штата специалистов (в том числе – офицеров оперативных отделений, непосредственно разрабатывающих решения на бой).
В дополнение ко всему, строгие, но не детализированные планы сокращений, спускаемые с самого верха военного ведомства (фактически, не столько планы, сколько валовые процентные нормы увольнения), в войсках и учреждениях воспринимались как зло, которое надо пережить. Переживали всем миром: сокращая подразделения и штатные единицы поровну, чтобы никому не было обидно.
Глядя на все это, кадровые офицеры ВС потянулись на выход "из рядов". В результате неплохая, в принципе, идея о сокращении числа офицерских должностей в армии была исполнена механистически, уравнительно и без учета особенностей конкретных подразделений и служб. А обстоятельства увольнений вымыли из вооруженных сил массу честных профессионалов, которых и без того остро не хватало.
Иногда они возвращаются
И вот теперь на Знаменке, кажется, осознали всю глубину кадровой катастрофы. Сначала в феврале 2011 года квота офицерских должностей была увеличена на 70 тысяч единиц. Фактический откат и пересчет первоначальных решений замаскировали под потребности в создании войск воздушно-космической обороны.
Откуда в ВКО, уже существовавшей по частям и всего лишь собранной на базе Космических войск под единое руководство, такой некомплект офицеров, что потребовалось в полтора раза увеличить их число во всех ВС, не объяснялось. Зато потребность оставить "в рядах" массу еще не сбежавших оттуда профи – очевидна.
В феврале 2012 года газета "Коммерсант" сообщила, что, по ее сведениям, Минобороны готово трудоустроить около 4000 отставных высших офицеров (генералов и адмиралов) в качестве экспертов центрального аппарата и советников командующих в войсках. Это, на минуточку, примерно по пять отставных советников и экспертов на одного действующего генерала или адмирала.
Оставляя в стороне чудовищность арифметики, отметим, что очевидным становится тренд на возвращение в ВС профессиональных командиров, штабистов, военных ученых и специалистов по боевому применению.
И вот теперь у нас раздался третий звонок. Высокооплачиваемого профессионала пытаются оставить на воинской службе до последнего, в связи с чем и повышают предельные возрасты.
Вопрос лишь в том, в какой степени нынешнее руководство Знаменки и Арбата готово идти на диалог с немногочисленными оппонентами реформы среди старших и высших офицеров, оставшимися на службе после "ковровых" увольнений последних лет. И в какой степени может быть востребован опыт генералов-отставников, призываемых на роль экспертов в военном строительстве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции