Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В Египте, начиная с этих выходных, запущен процесс увольнения правительства - за вынесение ему вотума недоверия проголосовала нижняя палата парламента. Причиной (или поводом, или спусковым механизмом) стали американцы, точнее - работавшие и еще работающие в стране американские неправительственные организации. Скандалы с последними бывали где угодно, но целые правительства от таких скандалов пока еще не свергались. И самое интересное (пока) в этой истории - как реагируют на происходящее в США.
Египтянам остался залог на память
Сама история тянется с октября прошлого года и сводилась до нынешних выходных к тому, что послереволюционное египетское правительство начало интересоваться ролью, которую американские и вообще зарубежные НПО сыграли в прошлогодней египетской революции. Обвинения пока что формулировались как нарушения египетских законов финансирования и функционирования НПО, а по сути речь шла о подозрениях, что массовые протесты как в начале года (поменявшие в Египте режим), так и осенью (уже против нового режима) подстрекались как раз американскими организациями, чья задача формально состоит вообще-то всего лишь в том, чтобы развивать по всему миру гражданское общество.
В протестном месяце декабре (когда протестовали по каким угодно поводам чуть не по всему миру) египетские власти устроили обыски в штаб-квартирах НПО, изъяли компьютеры, документы, под следствие попали 43 человека, включая 19 граждан США. Им вручили подписку о невыезде, потом они какое-то время укрывались в посольстве США…
Суть нынешнего скандала в том, что прокуратура подписку эту в какой-то момент фактически сняла и позволила американским гражданам выехать из страны, оставив по 300 тысяч долларов залога египтянам на память. Прочие - на скамье подсудимых, что создает некое чувство неудовлетворенности у судей и не только у них.
Оставим арабов арабистам
Что все-таки происходит в Египте, как и в прочих странах - жертвах "арабской весны" - вопрос из серии сложных. Для ответов на него существуют арабисты, которым сейчас тяжело, поскольку суть событий не понимают сами арабы. Одно ясно - те, кто начинал революции (то есть нижняя часть городского среднего класса с социальными сетями наперевес, плюс либеральные интеллектуалы), получили во всех революционных странах совсем не то "свержение тиранов", которого добивались.
Но вообще-то это так бывает всегда - революции начинают одни, продолжают другие, а заканчивают третьи. Вопрос тут, скорее, в том, как во всем происшедшем поучаствовали внешние силы, одна из которых сейчас в Египте оказалась на скамье подсудимых. И что это за силы.
Версий много. Одна - классическая, предполагающая, что, как и всегда, во всем виноват "Запад", а особенно США. Виноват прямо (организовав свержение вполне, заметим, проамериканских и прозападных режимов в Тунисе и Египте) или косвенно, начав события и выпустив потом вожжи из рук. Другая версия, получающая все больше подтверждений, состоит в том, что с самого начала западников начали бить их же оружием совсем другие силы - консервативные монархии Персидского залива, устроившие в нескольких арабских странах свою "цветную революцию" (включающую и вооруженную борьбу) и споткнувшиеся только на Сирии. Можно допустить, что на самом деле все эти процессы проходили одновременно в виде хаоса и далеки от завершения.
В общем, оставим арабов арабистам. Пока что гораздо интереснее то, как реагируют на происходящее (в частности, в Египте) американцы.
Ищите женщину
Настоящая газета - та, которая не превращается в пропагандистский листок одной идеи, а устраивает на своих страницах дискуссию на радость читателям. В "Вашингтон пост" еще с прошлого года дискутируют главные фигуранты скандала с НПО - сами египтяне и американцы. Последние - прежде всего в лице главного пострадавшего, Дэвида Креймера, президента Freedom House.
Организация эта, конечно, - случай особый. Как только где-то возникает очередной скандал насчет подстрекательства "гражданского общества" к "цветной революции", первой мишенью оказывается именно Freedom House. Тут классический случай: бюджет Freedom House на 66-80 % посредством грантов финансируется правительством США, в основном через Госдепартамент. Не говоря о том, что возглавляли этот "Дом свободы" отставные директора ЦРУ и т.д.
Вообще-то, во множестве международных сюжетов куда успешнее работали организации, возникшие из ничего и с нуля, но Freedom House - это такая священная корова международной правозащитной "Аль-Каиды", создавалась еще президентом Рузвельтом в 1941 году, не закрывать же ее. Что-то вроде сенатора Маккейна, который - такой - попросту должен быть, уйдет в отставку - будет другой сенатор, говорящий примерно так же.
Так вот, аргументы главы Freedom House в декабре, сразу после разгрома: революция в Египте произошла из-за нарушений Мубараком прав человека, фальсификации результатов выборов и т.д. Военные в Египте "похитили революцию" и продолжают дело Мубарака. США не должны финансировать такой режим. Военные и прочие власти Египта обязаны позволить офисам НПО открыться заново, и т.д. (Насчет финансирования - это, по разным оценкам, от 1,3 до 1,5 миллиарда долларов военной и прочей помощи, не пустяк).
Особенность этой первой статьи - Креймер нашел себе главного врага, женщину, Фаизу Абу Нага; это, между прочим, министр международного сотрудничества, и она вроде как стоит за всей историей с погромом НПО. Фаиза вскоре в той же газете написала ответ примерно в таком стиле: Египет уже не будет прежним, в нем происходят глубокие перемены; деятельность иностранных НПО, которые даже не регистрировались - это, может быть, при Мубараке проходило, а сейчас не пройдет; 35 тысяч египетских и 83 "нормальных" иностранных НПО никто не трогает; после начала революции США резко и в открытую расширили финансирование некоторых своих НПО, и египетскому народу это не понравилось.
Опубликованный 11 марта (то есть после отъезда американских подсудимых) ответ Креймера по тону заметно отличается от его первого материала. Он уже не требует, а защищается. Примерно так: Фаиза - человек прошлого, она 10 лет работала при Мубараке - это раз; по египетским законам если ты 60 дней после уведомления об открытии НПО не получаешь отказа, то можно работать, и Мубарак не возражал - это два.
И вот сейчас свое слово сказал парламент Египта. Он - не прошлое, он - непосредственный результат выборов, которые закончились только в январе, и в нем около 60% оказалось у "братьев-мусульман" и совсем уже неумеренных исламистов. Парламент хочет попытаться (может, еще не сможет) уволить правительство именно потому, что оно позволило уехать подсудимым американцам. А оно (и в какой-то степени военные), возможно, всей этой историей пыталось предотвратить свое увольнение, но кто-то решил, что лучше отправить подсудимых домой. То есть, в "новом Египте" США выгодно обидеть всем за их роль в событиях прошлого года или просто так. А прочее - лишь детали.
Если вы с детства не любите Америку, то по поводу нынешних египетских событий можете здорово повеселиться. Да только зачем; куда интереснее подумать, что же непривычно тихая сейчас американская внешняя политика будет делать на Ближнем Востоке. И дальше помогать его исламизации, например, в Сирии (чтобы не рассориться с новыми хозяевами региона - монархиями Залива), или "уходить" и пережидать, или что-то еще.
Ну, а строителей гражданского общества в Египте - не успевших убежать работников НПО - тем временем могут осудить уже не за "нарушения правил финансирования", а за государственную измену. Суд будет заседать еще долго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции