Голливудская звезда Джон Кьюсак приехал в Москву представить триллер Джеймса Мактига "Ворон", где он сыграл роль отца-основателя детективного жанра. Российская премьера фильма состоится 12 марта. "После роли Эдгара Аллана По мне уже ничего не страшно", - сообщил обозревателю Glomu.Ru американский актер.
Приватный разговор обозревателя с Джоном Кьюсаком состоялся после пресс-конференции, на которой актер ответил на вопросы, имеющие непосредственное отношение к картине Мактига.
- Каково это - играть такого неоднозначного человека, как Эдгар По?
- Я счастлив, что мне представилась возможность сыграть такую роль. Играть По - большая честь для меня. Это столп американской литературы, может быть, не такой крупный, как ваш Чехов, но тоже очень важный. По создал жанр современного детектива, его форму. Он - как Чарли Чаплин, в США все знают, кто это такой. Мы изучали творчество По в школе, и когда я сейчас снова его перечитывал, я понял, как он мастерcки владеет словом. Мне очень нравятся его рассказы "Падение дома Ашеров", "Незнакомец", "Маска красной смерти".
- Вы верите в мистику?
- Да, верю, нас всегда интересует непознанное, подсознательное, тонкая грань между реальностью и сном, жизнью и смертью. Я верю, что есть какие-то высшие силы, кроме человеческого разума и воли. Правда, лично со мной ничего мистического не случалось, и на съемках "Ворона" в том числе.
- Вы никогда не снимались в фильмах 3D-формата. Стал бы "Ворон" лучше в 3D?
- Интересный вопрос, я об этом не думал. Признаюсь, лично я не люблю эти очки…
- Как вам работалось с Джеймсом Мактигом? Совпало ли ваше и режиссерское видение Эдгара По?
- Джеймс - очень умный человек с широким взглядом на жизнь, у него прекрасное чувство юмора. Он - серьезный режиссер. Мактиг дотошно анализировал произведения По. Я не против поработать с ним вновь.
- Как вы готовились к роли По?
- Я перечитал все его рассказы. Я смотрел на картины, которые создают определенное готическое настроение, читал письма По и искал все, что вводит в состояние, близкое к эстетике По.
- Использовали ли вы систему Станиславского, которая подразумевает полное погружение в своего героя, учитывая, что Эдгар По был все-таки не совсем нормален?
- "Ад - это состояние сознания", как сказал один поэт. И это состояние нужно представить. Актерство - это притворство, но тело не чувствует разницы. Я очень похудел за время съемок - Эдгар По был практически скелетом. Мои родители, когда я к ним приехал на Рождество, испугались, увидев меня, они решили, что я болен.
- Вы не собираетесь заняться режиссерской деятельностью?
- Я уже был режиссером в театре и был сорежиссером в некоторых проектах, мне нравится этот процесс. Но если есть такие интересные роли, как эта, было бы неплохо просто играть, а не пытаться найти деньги на фильм, потому что это непростое занятие.
- Как вам работалось с Эллис Ив, сыгравшей роль возлюбленной По?
- Я спросил у режиссера: "Не могли найти никого кроме Элис?". Джеймс ответил: "У нее в лице есть какая-то таинственность, какой-то секрет, что-то мистическое во взгляде". Действительно, Элис очень харизматичная, она великолепная актриса. В "Вороне" сильная романтическая линия. Эдгар По не был бабником, но он любил своих женщин – жену, мать. Он их боготворил, превращая в Мадонн.
- Не хотелось бы вам уйти от амплуа инфернального героя и сыграть романтическую роль?
- Почему бы и нет? Но я как-то уже старею. Учитывая, что в Голливуде есть много молодых актеров, мне надо поторопиться.
- А как насчет работы у российских режиссеров?
- К сожалению, я не очень знаю российских режиссеров, но я читал русскую литературу в детстве, я вырос на ней. Чехов, Достоевский, Булгаков – одни из моих любимых писателей. Если бы мне предложили роль Воланда в "Мастере и Маргарите", я бы, не задумываясь, согласился.
- Дэниел Рэдклифф, который недавно был в Москве, тоже признался, что мечтает о роли в "Мастере и Маргарите".
- Я бы дал ему роль Кота Бегемота.
- Именно о ней он и мечтает.
- Правда?!
Интервью обозревателя с актером состоялось после пресс-конференции в одном из номеров на шестом этаже отеля Ritz Carlton, где остановился актер. "Россия – единственная страна, где еще можно курить. Наконец-то можно расслабиться", - поделился Кьюсак, теребя в руках сигару в ожидании спичек.
- На пресс-конференции вы рассказали, как готовились к роли Эдгара По. А вы были в музее писателя в Балтиморе, в котором, как пишут в интернете, работает один человек - из-за проблем с финансированием?
- К сожалению, нет. Фильм мы снимали в Сербии, это далеко от Балтимора. Но о проблеме я слышал. Сейчас мы пытаемся немного помочь музею.
- Вас удовлетворил сценарий фильма с литературной точки зрения, учитывая стилистику языка Эдгара По?
- Свою роль я переписывал вместе с режиссером. Мне было важно донести до зрителя ценность языка По, вложить оригинальные цитаты из его произведений в уста моего героя. По был гением, мастером слова, и это, безусловно, должно было прозвучать.
- Эдгар По писал: "Ужас моих рассказов не от Германии (на творчество По оказали влияние немецкие романтики, в частности, Гофман - прим. ред.), а от души". А какие демоны скрываются в вашей душе, чего вы боитесь?
- Да, я помню эту цитату. Даже и не знаю, какие у меня есть фобии… После роли По мне уже ничего не страшно. Может быть, страх высоты…
- А смерти боитесь? Думаете о ней?
- Я думаю и о жизни, и о смерти, но это не идея фикс. Смерть неизбежна, она всегда рядом – это и страшно, и волшебно. Так устроен мир.
- Фильмы ужасов любите?
- Я люблю хорошие фильмы.
- Хорошие фильмы ужасов любите?
- Да, "Сияние" с Джеком Николсоном, например.
- В "Вороне" есть жутковатые сцены. Например, девушка, похороненная заживо, прямо как у Хичкока.
- Это Хичкок взял у Эдгара По, а не мы у него (смеется).
- Эдгар По был хоть и гением, но человеком, мягко говоря, неоднозначным. А что привлекательного находим мы - обычные люди - во всех этих леденящих душу ужасах?
- Я думаю, это подсознательное, как в глубоком сне, когда тебя что-то преследует. Эти фильмы выпускают наши страхи наружу.
- Между вами и вашим героем есть нечто общее?
- Меня волнует опасность, преодоление каких-то пределов. Темные стороны его натуры у меня есть, но нет его гения.
- На пресс-конференции вы признались, что хотели бы сыграть Воланда в «Мастере и Маргарите». Среди русских артистов существует поверье, что эта роль приносит несчастье. Вы суеверны?
- Нет, наверное. Но про Булгакова я не знал. Это что-то типа легкого проклятия, как у британцев роль шекспировского Макбета?
- Да, что-то типа. "Нехорошую квартиру" посетить не собираетесь по примеру Рэдклиффа?
- А она есть? Я бы очень хотел побывать там.
- Вы приехали в Россию в острый политический момент. Под окнами вашего отеля второй день не прекращается митинг. Не боялись беспорядков?
- Вчера мы не могли подъехать к гостинице из-за митинга. Я читал об этом в газетах и думал, стоит ли приезжать. Но я не хотел бы давать комментарии из-за недостаточной компетентности в вопросах российской политики.
Анна Горбашова
Фото: Екатерина Чеснокова