Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Китай хотел бы купить у России партию современных истребителей. Но заключению сделки будет мешать привычка китайской "оборонки" пиратски копировать иностранную военную технику и развертывать ее производство без санкции поставщика.
Два плюса для Поднебесной
Россия близка к заключению одного из крупнейших контрактов десятилетия на боевые самолеты. "Стороны практически сошлись в количестве продукции для поставки: Китай выразил готовность закупить 48 многофункциональных истребителей Су-35" - пишет во вторник "Коммерсант" со ссылкой на источник в системе военно-технического сотрудничества.
Речь идет об экспортной версии самолета Су-35С, он же "в девичестве" Т-10БМ - самой совершенной модификации семейства истребителей Сухого Т-10, давшего миру перехватчики Су-27, многоцелевые истребители Су-30, палубные Су-33 и истребители-бомбардировщики Су-34.
Это истребитель, относящийся к так называемому "поколению 4++", представляет собой предел развития машин четвертого поколения и фактически является переходной ступенью к самолетам пятого поколения.
Первый полет машина совершила в 2008 году, а согласно контракту, заключенному на авиасалоне МАКС-2009, ВВС России должны получить 48 Су-35С. Первые серийные машины для ВВС в 2011 году уже начали поступать на испытания.
Однако потенциальный экспортный контракт просто обязан столкнуться с очень большой проблемой в российско-китайском военно-техническом сотрудничестве. Это проблема контрафактного копирования Китаем импортной военной техники.
Великие восточные спасатели
В 1990-е годы российский боевой авиапром (называя вещи своими именами - "суховский" куст) вытащили два экспортных направления.
Одним из них было индийское - с 1999 года это вотчина корпорации "Иркут" (Иркутского авиазавода), производившей многоцелевые истребители Су-30МКИ. Второе, которое в данном случае нам интересно больше, - как раз китайское.
Холдинг "Сухой", опирающийся на завод в Комсомольске-на-Амуре, в 1996 году поставил Китаю 46 истребителей Су-27СК. Далее, с 1998 года реализовывался контракт на сборку 200 истребителей (двумя траншами по 95 и 105 самолетов) из российских машинокомплектов, с постепенным повышением в них доли компонентов, произведенных в КНР.
И, наконец, в 2000 году в китайские ВВС пошли многоцелевые истребители Су-30МКК, а в 2004 году авиация китайских ВМС получила модернизированные Су-30МК2, обладающие дополнительными возможностями по поиску и уничтожению надводных целей. Первых поставили 73 машины, вторых - 24.
Нетрудно видеть, что китайское направление имело для нашего авиапрома особое значение. И, тем не менее, уже в середине 2000-х оно, в отличие от до сих пор плодотворно развивающегося и расширяющегося индийского, было свернуто. На то были веские причины.
Сухие "made in China"
Роман "сухих" с Китаем оборвался на середине контракта на сборку перехватчиков Су-27СК (в Китае известны как J-11). После сборки 95 машин к 2003 году, следующие 105 собирать уже не стали.
Причины тому были обоюдные. Китай выдвигал претензии к оснащению машин и полагал их недостаточно оборудованными в современных условиях. Россия же сильно возражала против типично китайской практики самостийной модернизации военной техники поперек авторского надзора, которая породила на выходе самолет J-11B, - китайские вариации на тему Су-27СК, "авторизовать" которые "сухие" отказались, хотя и предложили Китаю новую версию - Су-27СКМ (от нее в свою очередь отказались в Пекине).
В итоге сборка прекратилась, а Китай продолжил производить самолеты самостоятельно, в меру сил и собственного разумения. Всего сейчас в ВВС и авиации флота КНР этих машин свыше 160, а потенциально, с учетом размещенных заказов, число их может дойти почти до двух с половиной сотен.
Это не единственный пример крайне вольготного обращения КНР с авторскими правами на оружие. "Контрафактные" копии военной техники самого разного типа появляются в Китае регулярно. В последние годы на одних только китайских аэродромах замечено много чего откровенно пиратского.
Например, J-15 - самолет для будущего китайского авианосца "Ши Лан" (бывший советский "Варяг"). Это копия палубного перехватчика Су-33, полученного с Украины. Или J-16 - попытка скопировать уже упоминавшийся Су-30МК2, полюбившийся китайским морским летчикам.
При этом с начала 2000-х годов Пекин практически отказался от массовых закупок российского оружия, предпочитая заказывать небольшие партии для ознакомления (фактически, на разбор - чтобы скопировать и воспроизвести технологии).
Естественно, по этим условиям Россия играть не собирается. Теперь Китай может рассчитывать только на заказ крупных партий авиатехники, доход от которых компенсирует отечественным авиапроизводителям неизбежное пиратское копирование их решений и технологий.
Пропасть в два прыжка
А так ли хорош китайский авиапром, чтобы полагать его идеальной машиной по производству контрафакта, которую нужно обходить стороной за километр? Положим, китайский промышленный шпионаж - это с 1990-х годов постоянный фон нашей оборонки: попытки заполучить документацию задешево (и задорого) ведутся непрерывно. Но каковы возможности китайской промышленности, чтобы освоить полученное?
Наукоемкая индустрия - это отрасль, в которой прыгнуть выше головы, потом и кровью не оплатив все этапы технологического развития, не удавалось еще никому. "Китайскому чуду" в экономике можно восхищаться, но на данном этапе научно-технический уровень Китая по-прежнему не позволяет делать многие вещи, которые Россия готова поставлять великому восточному пирату.
В авиапроме есть один болезненнейший участок, который Китай никак не может подтянуть на один уровень к остальным. Это - двигателестроение.
"Оборонно-промышленный комплекс Китая достиг значительных успехов в копировании и производстве планеров советских и российских истребителей, однако так и не смог разработать надежный двигатель для этих боевых самолетов. Двигатели Китай всегда закупал в России. Кроме того, китайская оборонка не может обеспечить отечественные истребители собственными системами бортового радиоэлектронного оборудования мирового уровня", - сказал РИА Новости главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.
И этому есть объяснение. Авиационные турбореактивные двигатели - это вершина сложнейшего комплекса технологий, прикладных и фундаментальных знаний в области специальных материалов, сплавов и методов их обработки.
Китай остановил закупку машинокомплектов российских "сушек", однако продолжает в изрядных количествах закупать двигатели семейства АЛ-31Ф, на которых и летают китайские строевые машины - сводные пиратские братья тех, что прежде поступали от Москвы.
И в еще большем объеме закупались китайцами комплектующие двигателей "россыпью". В первую очередь, лопатки и диски турбин - хайтек специальной металлургии, который практически невозможно скопировать, не создав целую школу прикладной физики и химии.
Поменьше взять, побольше срисовать
Причем же здесь Су-35? А притом, что эта машина для российского авиапрома стала по-настоящему этапной. На его борту отрабатывалась масса новинок, которые в дальнейшем (и параллельно) легли в основу борта истребителя пятого поколения Т-50. Именно поэтому Су-35 так долго доводился - в отличие от всего вороха коммерческих модификаций Су-30, корнями уходящих в двухместный советский Су-27УБ.
Китай хочет следующую партию российских технологий. Это не только принципиально новый борт, это еще и радары. Но самое вкусное - это "изделие 117С", он же АЛ-41Ф1С - переходный двигатель, на котором отрабатывались решения для "изделия 117" (нынешнего сердца истребителя Т-50 в преддверие перехода на абсолютно новый "двигатель второго этапа").
Отсюда и уже не первый год проявляемый интерес к Су-35, отсюда и осторожная позиция Москвы. Россия готова поставлять в Китай эти самолеты, но прекрасно понимает, чем это кончится. Поэтому минимальный объем законтрактованной партии машин должен быть достаточен, чтобы компенсировать риски контрафактного копирования.
Трудно сказать, будет ли 48 машин достаточно для этой цели. По-хорошему, речь должна идти как минимум об аналоге контракта на Су-30МКК либо даже на Су-27СК - то есть без малого о сотне машин. И это не считая торга за состав оборудования поставляемых бортов: далеко не все оттуда стоит показывать нашим дальневосточным братьям.
Но Китай изначально вообще требовал партию размером в 10-12 перехватчиков, так что уговорить Поднебесную хотя бы на полсотни - это будет уже определенный маркетинговый подвиг. К тому же, он откроет Су-35 дорогу в мир: как предельная машина четвертого поколения этот самолет еще долго может быть востребован на рынках вооружений, а старт с хорошего контракта всегда укрепляет позиции боевой машины на открытых тендерах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции