Рейтинг@Mail.ru
"Анархия" в "Современнике" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Анархия" в "Современнике"

Читать ria.ru в
В "Современнике" уже месяц идет спектакль "Анархия" по пьесе современного английского автора Майка Пэкера - о панковской рок-группе, вышедшей в тираж и решившей спустя 25 лет тряхнуть стариной. Не только классическая культура становится частью маркета - жертвами всемирной утробы, стремящейся проглотить, переварить, а после отрыгнуть, становится и протестная культура нонконформиза.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" - специально для РИА Новости.

В "Современнике" уже месяц идет спектакль "Анархия" по пьесе современного английского автора Майка Пэкера - о панковской рок-группе, вышедшей в тираж и решившей спустя 25 лет тряхнуть стариной. Не только классическая культура становится частью маркета, когда Бетховен оказывается собачкой из телесериала, а Микеланджело, Леонардо и Рафаэль – черепашками-ниндзя из мультика. Жертвами всемирной утробы, стремящейся проглотить, переварить, а после отрыгнуть, становится и протестная культура нонконформиза. У власти капитала, и политики есть особый кайф спровоцировать к искушению материальными благами именно протестных художников, музыкантов, и отечественная практика показывает правоту английского драматурга: мало, кто выдерживает подобные соблазны.

Посмотрите фотоленту: Полная "Анархия" в "Современнике" >>

Речь в "Анархии" идет о том, "как тебя потребляет потребление", — именно так сформулирует свое наблюдение над жизнью стареющий панк Билли – Выкидыш, которого  на сцене "Современника" играет Михаил Ефремов.

Популярная в прошлом панк-группа "The Dysfunctionals" (Дисфункционалы) распалась двадцать с лишним лет назад. Из той бунтовавшей в семидесятые команды только один Билли продолжает вести свою неравную войну с жиреющим социумом, не желая продаваться, предпочитая замолчать, как певец и музыкант, и намеренно превратиться в придаток супермаркета, где он работает в огромном ангаре на складе банок с фасолью.  Он давно уяснил, что и панк-культура стала частью шоу-бизнеса. Билли понимает, что ангар с фасолью — тоже часть мирового зла, но здесь он может хотя бы не профанировать своего искусства. Тут-то к нему и является тенью из прошлого и общей молодости гитарист Марк (Дмитрий Певцов), недалекий лабух со слабыми задатками менеджера группы.

Можно всем подзаработать, говорит Марк. Ждут в Нью-Йорке. Прилично заплатят, если мы выступим со своей давней песней "Люди из пластика" на презентации ультра новой пластиковой карты американской компании "Свободная карта".

Но Билли уже давно и бесповоротно ушел в глухой отказ. Тут подтягиваются ветераны группы и тоже принимаются уламывать Билли. В споре со своей в прошлом герл-френд гитаристкой Лу (Мария Селянская) об американском империализме потребления дело доходит до того, что Билли стаскивает с себя все американские брендовые вещи, включая джинсы.

Конечно же, роль эта ложится на Михаила Ефремова. Тут кастинг выстрелил в десятку. Однако и сам актер органично примеривает на себя судьбу Билли – Выкидыша. Ему понятен этот человек,  который платил своей жизнью, своей кровью, собой за вызов миру. Остальные лишь аккомпанировали этому вызову, были гарниром. Михаил Ефремов играет усталого человека с надломленным здоровьем, без сил, но с неостывшей и лишь запрятанной ненавистью к сытому миру.

Он принимает, в конце концов, предложение… чтобы использовать его для нового вызова. И вместо того, чтобы оптимистично спеть свой прошлый хит про пластиковых людей, чуть изменив слова в угоду заказчикам, он срывает презентацию в Нью-Йорке дикой выходкой, надрезая себе живот, и неистово орет что-то неполиткорректное про Усаму бен Ладена. В спектакле это решено сильно действующими средствами: сначала натурально нож ползет по животу актера, появляется кровь, которой потом заливается занавес под все усиливающуюся музыку. Так шокирующее заканчивается первое действие, и, кажется, лучше бы здесь поставить точку и спектаклю.

Потом случается арест, потом идут тягучие выяснения отношений друг с другом, потом следует новое предложение от шоу-бизнеса панк-группе, поскольку они напомнили о себе скандальным возвращением. Черту подводит предложение европейских гастролей ("Мы будем богаче, чем Гарри Поттер"), и вот тут почему-то на старости лет Билли – Выкидыш решает продаться.

Вместо панк-музыки звучит хит поп-звезды Глории Гейнор "I Will Survive". На сцене в цветных костюмах появляется молодежь, сыплется конфетти. Еще чуть-чуть, и, кажется, начнется другой уже комедийный спектакль "Современника" "С наступающим…". Такая резкая метаморфоза упрямца Билли, каким его сыграл в начале Михаил Ефремов, по сути, никак не прожита и не мотивирована. Точно также можно было бы изготовить другой финал, где панк Билли никому б не продался. От таких исключающих перемен ровно ничего бы не изменилось в том спектакле, какой мы увидели.

 

Оформление также использовано небрежно. Множество разнокалиберных экранов задействовано в партитуре режиссера однообразно. Экранные кадры  появляются какой-то необязательной иллюстрацией к происходящему, но не вшиты в "сюжет пространства".

Режиссером спектакля стал известный рок-музыкант Гарик Сукачев, который поет все-таки лучше, чем ставит. Как ни странно, но постановка о судьбе крутой панк-группы решена радикальным рокером устаревшими театральными приемами, взятыми из забытой кладовой. Актеры дают характер, опираясь на два-три поверхностные штриха. Вот гитарист-менеджер, — значит красавчик. Но почему? Какой из Дмитрия Певцова панк? Вот — ударник, значит глуповатый увалень. Вот гитаристка, экс-любовница Билли, — значит  экстравагантно-грубоватая "вешалка". Еще американка, топ-менеджер, — значит неумная секретарша… Просчет такой игры не в актерах, а в том, какие задачи поставил режиссер перед актерами. Им не предложено ничего, чтобы хоть как-то передать среду, особый способ общения бывших панков. Игра каждого изолирована от партнера.

Гарик Сукачев: я последние семнадцать лет работаю так, как мне удобно >>

Такое соло любят в антрепризе, но театр "Современник" приучил нас к другому. Быть может оттого, что по сцене ходят маски, речь, перенасыщенная матом, звучит неорганично. Есть, конечно, горячие головы, которые сравнивают игру "Анархии" с Театром.doc, но не стоит брать на веру такой комплимент. Посмотрите в подвале Театра.doc спектакль "Жизнь удалась", в котором лишь иногда слышна нормативная лексика, все остальное мат, и вы поймете, что такого эффекта достигают актеры, потому в подвале doc важнее быть, чем играть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала