Рейтинг@Mail.ru
Демократия по законам гор - РИА Новости, 02.03.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократия по законам гор

Как проходит выборная кампания в Дагестане

© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовАгитация, напоминающая жителям Дагестана о необходимости прийти на выборы
Агитация, напоминающая жителям Дагестана о необходимости прийти на выборы
Читать ria.ru в
Дзен
Порой складывается впечатление, что новости из Дагестана бывают только двух типов. Первый - об очередном теракте, убийстве сотрудника силовых органов или спецоперации против боевиков. Второй - о высокой активности избирателей на очередных выборах и о удивительно высоких процентах, которые получают кандидаты от власти. Как одно сочетается с другим и что думают сами дагестанцы по поводу выборов, которые должны пройти 4 марта?

МАХАЧКАЛА, 2 мар - РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Порой складывается впечатление, что новости из Дагестана бывают только двух типов. Первый - об очередном теракте, убийстве сотрудника правоохранительных структур или спецоперации, в которой уничтожена группа боевиков. Второй - о высокой активности избирателей на очередных федеральных выборах и о удивительно высоких процентах, которые получают кандидаты от власти. Как одно сочетается с другим? Ведь очевидно, что люди, которые уходят в боевики, вряд ли довольны действующей властью, а мирных жителей вряд ли устраивает существующее в их регионе положение дел.

Дагестанская демократия: горные "яблочники" и прочие нюансы

Главное открытие, которое делаешь при знакомстве с дагестанской политической жизнью, состоит в том, что, на первый взгляд, здесь демократия не хуже европейской.

Недовольные тут привыкли выражать свое недовольство при помощи митингов, на которые выходят по любому поводу, прямо как на Западе. В республике выходит несколько независимых и оппозиционных газет, которые продаются в любом киоске и свободно ругают власть любого уровня или даже открыто исповедуют салафитские идеи.

В каждом районе республики есть ячейки всех российских партий, и все они участвуют в выборах мельчайшего уровня: даже в горах можно найти "яблочников", "Патриотов России", ЛДПР, которые "за бедных, за русских", или список "Правого дела". Иногда даже сразу два списка одной и той же партии.

Приглядевшись, начинаешь различать нюансы. Независимые журналисты время от времени погибают, сбегают из региона или из страны. А один даже ушел в боевики. Что касается партийных списков, то партийные вывески, как объяснили мне, нужны для того, чтобы уважаемые люди прошли в райсовет - тем более что главы районов избираются только из числа депутатов.

Подтверждение же тому, что находишься в горячей точке, получаешь на каждом шагу. На входе в здание вокзала досмотр отнюдь не формальный, и президент Медведев остался бы им доволен: полицейские долго досматривают все вещи и мнут мой паспорт, переписывая в гроссбух от руки паспортные данные.

Когда мы пьем с местной журналисткой кофе, ей звонят из пресс-службы МВД: убит очередной майор полиции. Обычно такое совершают "лесные", они же "бородачи", они же "шариатские" - для желающей "уйти в лес" молодежи это что-то вроде вступительного экзамена, и жертву выбирают наугад. "И часто у вас такое?" - спрашиваю местную коллегу. "Да что ты, не часто, - отвечает она. - На этой неделе первый раз".

После чего начинает спорить с присутствующим экспертом, сколько в год убивают силовиков - 100 или все-таки 50. Сходятся во мнении, что все зависит от того, как считать - только полицию, или вместе с ФСБ и прокуратурой.

Голосуй, как решил тухум, а то голову оторвут

"Путин - это стабильность и уверенность в завтра, - говорит женщина в мусульманском платке. - Благодаря ремонту наша школа перешла на занятия в одну смену. Учителя стали вовремя получать заработную плату. Поэтому я призываю проголосовать за Путина и "Единую Россию", единственный кандидат - это он".

Несколько десятков женщин в таких же платках - хиджабах - согласно кивают. Дело происходит в поселке Тюбе Кумторкалинского района на митинге в поддержку одного из кандидатов на выборах президента. Ради митинга в местной мечети даже сократили время пятничной, самой важной молитвы - и с намаза люди смогли пойти сразу на митинг. Они держат в руках транспаранты с названиями поселков: "Алмало за Путина" и "Коркмаскала за Путина".

Выступает солидный мужчина в хорошем пальто и в кепке. "Все мы помним, что после развала Советского Союза Россия была на коленях. Единственный человек, который ее поднял и показал всему миру, что есть Россия, - это Путин", - так он объясняет необходимость проголосовать именно за этого кандидата.

Ему на смену к микрофону выходит пожилой мужчина с золотыми зубами и в высокой каракулевой шапке. Он напоминает, что в 1999 году в Дагестан "вторглись международные террористы". "Но благодаря тому, что у руля государства был такой сильный и мужественный человек, Дагестану удалось  сохранить свое лицо, свою независимость, свою причастность к Великой России". "Коней на перевале не меняют, - переиначил поговорку на горский манер оратор. - Я лично буду голосовать за него и прошу остальных то же самое сделать. Это самый достойный из всех кандидатов".

"Мнение таких старейшин очень важно, - поясняет мне местный журналист, редактор отдела расследований газеты "Новое дело" Магомед Абдурашидов. - Как они говорят, так их земляки и голосуют. Соберутся всем тухумом (общиной родственников - прим. ред.), обсудят. Как решат - так и голосуют. А галочку не там поставишь, голову оторвут. Потому и результаты такие высокие в горах".

"В Дагестане живет около 2,9 миллионов человек. С учетом явки под 90% получается, что Дагестан - это 3-4% от избирателей, принявших участие в голосовании. Получается, что один Дагестан дает около 6% от всех, поставивших галочку в нужной Кремлю строчке. Плохо, что ли?", - размышляет над математикой выборов главный редактор "Нового дела" Марко Шахбанов.

"Особенно у вас там, в России"

50-летний Гусейн за рулем пойманной корреспондентом РИА Новости попутки подрабатывает, как и многие в Махачкале, частным извозом. Никакой лицензии и "шашечек" у него нет.

"Ты посмотри, какой беспредел, - возмущается Гусейн. - Особенно у вас там, в России: детей насилуют, старушек из-за копеек убивают. Если бы Путин захотел, он мог бы в 24 часа это прекратить. Так что - за Зюганова. Я при той системе вырос и могу сказать, что система была неплохая. Только надо было границы открыть, чтоб туризм был".

Чтобы понять, что далеко не все в республике поддерживают курс нынешней российской власти, достаточно открыть местные независимые газеты "Новое дело" и "Черновик". Здесь есть рубрика, полностью состоящая из СМСок, которые присылают читатели. Рубрика в "Новом деле" так и называется: "Глас народа".

"Хотелось бы спросить, кто из трех - Зюганов, Миронов, Жириновский, - сможет отобрать у коррупционеров дорогие особняки и лимузины? За того и буду голосовать", - интересуется Торкали.

Еще один избиратель дает премьеру совет: "Если Путину нужны реальные 90% на выборах, а не дутые, отправил бы и мэра Махачкалы вслед за мэром Ставрополя (то есть в отставку - прим. ред.). Уверяю вас, Дагестан реально двумя руками за ВВП проголосует".

"Уважаемый президент республики Дагестан, как Вы думаете, за кого будут голосовать на выборах учителя, которые третий месяц не получают зарплату?" - риторически спрашивает некто под ником "Бедный учитель". Видимо, он не из Кумторкалинского района.

Кого имел в виду Жириновский?

Газета "Черновик" - одна из основных независимых газет Дагестана. В декабре прошлого года ее основателя Хаджимурата Камалова расстреляли средь бела дня прямо во дворе редакции.

Мы встречаемся с главным редактором Биякаем Магомедовым - он, в свою очередь, занял этот пост год назад, когда учредитель Камалов, ныне покойный, был вынужден уволить руководителей газеты после того, как в интернете появились записи компрометирующей их "прослушки" и содержание писем взломанной электронной почты.

Со стены на нас смотрит галерея портретов Камалова - его коллеги готовятся к участию в каком-то конкурсе, и там надо представить портрет убитого главреда. Его убийц и заказчиков безуспешно ищут до сих пор.

"Выборы в нашей республике традиционно проходят с вопиющими нарушениями, - убежден Биякай Магомедов. - На выборах в Думу какие-то крепкие ребята попросту вытолкали с участка наблюдателей и нашего журналиста - чтоб не мешали бюллетени вбрасывать. Потом за это, конечно, никого не наказали. На другом участке наблюдатели от "Яблока" видели вбросы своими глазами. Потом "яблочники" предоставили суду видеозапись, показания свидетелей копии протоколов - а судья их попросту не стал рассматривать. По многим делам суды действуют жестко. Но не по избирательным нарушениям".

Магомедов также считает, что настоящая активность избирателей на Северном Кавказе не выше, чем в других регионах. "В Хасавюрте я прошелся по нескольким участкам - абсолютная пустота. Никого нет. Откуда потом берется 90-процентная явка - непонятно", - недоумевает главред "Черновика". - На выборы многие не пойдут, потому что и так знают: пойдут они, не пойдут - все равно придет Путин".

Популярность премьера на Кавказе, по мнению Магомедова, сильно упала после взрывного роста антикавказской ксенофобии в центральной части страны. Власти, уверен он, с национализмом не то что не борются, а, скорее, даже поддерживают его.

Сильно не понравилась главному редактору статья кандидата Путина, посвященная национальному вопросу: "В своей предвыборной статье он говорит: либо кавказцы должны ассимилироваться с русскими, либо мы введем правовые механизмы Административного или Уголовного кодекса, чтобы наказать этих людей. Это завуалированно написано так, чтобы простой человек не понял, но мы-то понимаем: если человек танцует лезгинку, не ассимилировался - его сначала штрафуют, потом уголовная ответственность, чуть ли не в тюрьму сажают. Извините, у нас в центре города тоже парк есть. Там русские пьянствуют, а потом пьяные лежат - это оскорбляет чувства? Но мы же не обращаем внимания. Если русский будет здесь гопак танцевать - да ради бога!"

"А сами за кого будете голосовать?" - "Против всех", - отвечает Биякай Магомедов. - "Нет же такой графы". - "Я знаю. Я пойду испорчу бюллетень. В декабре тоже не голосовал, потому что знал, что это абсурд. Тех кандидатов, которых я бы хотел - их нету".

Рост антикавказского шовинизма тревожит и Надиру, в соседнем с редакцией "Черновика" киоске продающую лепешки с начинкой из мяса, творога или тыквы. "Вот Жириновский - так он вообще кавказцев ненавидит. Почему его с выборов не снимут? Знаете, как неприятно на него смотреть, - возмущается Надира. - По телевизору он ослика хлестал. А вы подумали - почему ослика?  Маленький такой, черный, в горах живет. Кого Жириновский имел в виду?"

На выборы, впрочем, Надира обязательно пойдет. "За Путина буду голосовать, а за кого еще? Других кандидатов мы не видим".

Лишь бы не было войны

Один из самых беспокойных районов Дагестана - Карабудахкентский, находящийся совсем близко к Махачкале. Накануне нашего приезда здесь, всего в 10 км от райцентра в сторону гор, проходила спецоперация. Силовики убили четверых боевиков, в том числе 52-летнего "Салеха" - видного дагестанского террориста Ибрагима-Халила Даудова, мужа Завжат Даудовой, случайно подорвавшейся во время подготовки теракта в декабре 2010 года в Москве в Кузьминках. Женщина готовила взрыв, по масштабам сопоставимый с терактами в метро весной того же года. "Салех" был одним из амиров (то есть лидеров) дагестанского подполья. Трое его взрослых сыновей от 22 до 30 лет тоже в разное время были ликвидированы в спецоперациях.

Силовики тоже пострадали: в спецоперации убили младшего брата главы поселка Имава Зайнивова - он занимал пост в местном ФСБ.

Село Карабудахкент вовсе не похоже на Багдад: здесь серая советская застройка, но на улицах не стреляют и с автоматами наперевес никто не ходит. Село украшено плакатами с призывами "Сделай правильный выбор!" и "Мы за сильный Карабудахкент" - в райцентре идет кампания по выборам главы села.

Кабинет главы района Капура Исаева, да и сам он с окружающей действительностью резко контрастируют: современный офис, современный чиновник, способный квалифицированно рассуждать на темы большой и малой политики.

Как говорит Исаев, накануне выборов глав районов собрал у себя президент республики. "Он поставил задачу - активизировать людей, чтобы избиратели пришли на участки. Мы стараемся, чтобы пришло не менее 80%". Методы активизации, уверяет Исаев, самые честные: "Разъясняем, напоминаем о гражданской ответственности, приглашаем, концерты организуем, танцевальные ансамбли. Выборы пройдут как праздник". В каждом селе района, говорит чиновник, созданы специальные штабы, которые работают исключительно на явку, не агитируя ни за кого.

Впрочем, уверен он, избиратели и так проголосуют за Владимира Путина. "У него личные отношения с нашей республикой - он здесь много раз был. В том числе в 1999 году, когда боевики из Чечни вторглись - не испугался, приехал". К тому же Путина здесь очень любят за то, что он, как и многие в республике, тоже "борцуха" - занимался борьбой.

"Неизвестность людей пугает, - объясняет Капур Исаев причины популярности Путина. - С другим кандидатом будет лучше? Или будет хуже? От Путина мы уже знаем, чего ждать. В 2002 году, когда я начал работать главой района, средняя зарплата была 802 рубля. Сегодня - 8300 рублей".

Глава района долго перечисляет показатели по сельскому хозяйству в своем районе - это все частный сектор, и районные фермеры продают овощи и мясо кур по всей России. Одна беда - из-за февральских морозов померзли виноградники, но Исаев рассчитывает, что Москва поможет их восстановить.

"У нас люди с предпринимательской жилкой. Конечно, они хотят стабильности. А позаботятся о себе они сами. Они работают на себя, а от государства им нужна стабильность. Лишь бы не было войны", - говорит он. С такими настроениями, уверяет чиновник, выборы пройдут честно, и нет ни малейшей необходимости фальсифицировать их итоги.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала