Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Итоги рейтинга: 10 из 25, или "Питерцы" уходящего кабинета

Читать ria.ru в
Составители рейтинга "уходящих" министров отметили, что 10 из 25 участников рейтинга имеют отношение к Санкт-Петербургу, родному городу Владимира Путина и Дмитрия Медведева. О плюсах и минусах регионального принципа формирования власти в России на протяжении последних десятилетий корреспонденту РИА Новости рассказал эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков.

Рейтинг "уходящих" министров, который подвел итог деятельности членов завершающего свою работу правительства Владимира Путина, был подготовлен РИА Новости, радиостанцией "Эхо Москвы" и газетой "Московские новости". Составители рейтинга отметили, что 10 из 25 участников рейтинга имеют отношение к Санкт-Петербургу, родному городу Владимира Путина и Дмитрия Медведева. По мнению ряда экспертов, это позволяет говорить о региональном принципе формирования российского правительства. О плюсах и минусах регионального принципа формирования власти в России на протяжении последних десятилетий корреспонденту РИА Новости рассказал эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков.

- Павел Вячеславович, анализ открытых данных показывает, что в действующем российском правительстве велика группа министров, имеющих непосредственное отношение к Санкт-Петербургу - они там родились, учились или начали карьеру. Можно ли говорить о том, что в последние 12 лет в России сложился региональный способ формирования высшей исполнительной власти?

- Формирование власти по региональному, клановому принципу - это старый советский принцип. Он действовал примерно со времен Никиты Сергеевича Хрущева, который работал на Украине, и с ним пришло много людей, которые тоже там работали. Преемник Хрущева, Леонид Ильич Брежнев, был первым секретарем Днепропетровского обкома КПСС, и в руководстве страны была днепропетровская группировка.

Региональный принцип формирования власти вызван слабостью политических институтов в стране и политических партий. Президенты, а ранее генеральные секретари ЦК КПСС, приходили к власти не как представители идеологического направления, а как конкретные люди с именами и фамилиями. Они не могли отбирать себе людей на основе идеологии, потому что в коммунистические времена коммунистами были все.

Единственным исключением, пожалуй, был Борис Ельцин, у которого существовала группа идеологических сторонников, демократов, поэтому он мало кого привел из Свердловска.

В России человек, придя к высшей власти, начинает вспоминать тех людей, которые хорошо к нему относились в период, когда он не был главой государства. Если какой-то однокурсник Владимира Путина дружил с ним в вузе, то он, скорее всего, в своем отношении к нему искренен, а значит, "не подведет". Поэтому бывшие одноклассники, однокурсники и сослуживцы, с которыми лидер дружил или хорошо общался, в системе личной власти имеют хорошие карьерные шансы.

Этот принцип работает на 100%, пока не работает политическая система. Поскольку политические партии у нас слабые, и пока президент приходит к власти не как представитель той или иной политической силы, набор представителей правящего класса производится из числа знакомых, сослуживцев, однокурсников и тому подобных людей. Отсюда и возникает этот регионализм.

- Сохранялся ли региональный принцип при назначении министров на протяжении всех лет президентства Владимира Путина и Дмитрия Медведева?

- На мой взгляд, этот принцип особенно не менялся. Единственное, что Дмитрий Медведев не привел с собой большого числа новых людей, которые бы его поддерживать. Но нужно учитывать, что он родом из того же региона, что и Владимир Путин, и длительное время был его помощником. Кадровая команда Путина во многом является и кадровой командой Медведева просто потому, что они вращались в тех же кругах, закончили один и тот же вуз, только с разницей в несколько лет, в целом, сфера их общения была одной и той же. Дмитрий Медведев не выдвинул "своих" министров, потому что для него те люди, которых привел Владимир Путин, являются, в том числе, его собственными.

Отхода от регионального способа формирования правительства не наблюдается и сегодня, потому что заменить принцип личной преданности, из которого произрастает регионализм, можно будет только в случае, если будут сильные партии, и если министры будут назначаться не по принципу хорошего отношения к президенту в прошлом, а по принципу идеологическому, верности партии. Естественно, если этого происходить не будет, то принцип регионализации будет сохраняться.

- Известны ли вам случаи регионального принципа формирования кабинета министров в других странах?

- Для Запада нехарактерна подобная ситуация. Там человек приходит к власти как представитель партии. Соответственно, партия является его кадровым резервом. Обычно он заполняет высшие должности из ее руководства, либо из числа наиболее активных участников избирательной кампании.

Например, если Обама - демократ, он назначает, в основном, демократов. А Кэмерон, консерватор, делает выбор в пользу руководства и представителей консервативной партии.

Президенты, конечно, время от времени выдвигают своих личных друзей или знакомых на высшие посты, например, когда Рональд Рейган стал президентом, он назначил министром обороны Каспара Уайнберга, также выходца из Калифорнии. Но это не является правилом, и фактически такие люди никогда не образуют отдельные группировки во власти.

В демократических странах политический принцип полностью довлеет над региональным. При этом в государствах третьего мира подобная логика вполне может действовать. Президент какой-то небольшой, слаборазвитой страны, пришедший к власти, может назначать на высшие посты своих родственников, друзей, знакомых и т.д. Это свидетельствует о слабости политической системы в этой стране.

- Можно ли вообще говорить о каких-то формах клановости в развитых зарубежных странах?

- Да, например, в Великобритании существует своеобразная "мафия" выпускников двух крупнейших университетов, Оксфорда и Кембриджа, их монополия на политическую деятельность. Это связано не с тем, что каждый премьер-министр назначает на высшие посты только своих однокурсников, а с тем, что два эти вуза являются кузницей кадров для политической элиты.

То же самое происходит во Франции. Выпускники нескольких высших школ формируют элиту государства.

Но здесь работает не принцип регионализма, а принцип закрытости политической элиты, которая не меняется в зависимости от лидеров, но всегда воспитывается примерно в одних и тех же школах и вузах.

Впрочем, есть одна сфера, где региональный принцип всегда работал и работает - это сфера религии. Когда Папой Римским был Иоанн Павел II, поляк по национальности, в его окружении была большая группировка выходцев из Польши, поскольку его приход к власти произошел не на основе партийности. Региональный принцип работает там, где нет политического процесса.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала