Рейтинг@Mail.ru
Алексей Власов: Не новый "Афган", а борьба с реальными угрозами - РИА Новости, 28.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Алексей Власов: Не новый "Афган", а борьба с реальными угрозами

© Фото : предоставлено Алексеем ВласовымАлексей Власов
Алексей Власов
Читать ria.ru в
Дзен

Кандидат в президенты Владимир Путин отвел проблеме Афганистана важное место в своей статье "Россия и меняющийся мир", в частности, отметив, что наша страна сталкивается с настоящей героиновой агрессией в то время, как производство афганских наркотиков не только не сокращается, но и увеличилось в прошлом году почти на 40%. Об исходящих из Афганистана угрозах России и миру говорит генеральный директор Центра изучения постсоветского пространства МГУ Алексей Власов.

- Алексей Викторович, в статье Владимира Путина, посвященной внешнеполитической проблематике, в разделе об Афганистане есть такая формулировка: "Мы не против того, чтобы к процессу национального примирения присоединились участники вооруженной оппозиции, включая талибов - при условии, что они откажутся от насилия, признают конституцию страны, разорвут связи с "Аль-Каидой" и другими террористическими группировками". Означает ли это, что Россия разделяет подходы США в их нынешних попытках договориться с талибами и обеспечить "мягкий уход" из Афганистана?

- Мне кажется, что в этой части статьи Путина речь идет о некой идеальной модели урегулирования конфликта, которая на самом деле имеет мало шансов на практическую реализацию. По крайней мере, в нынешних условиях. Тут может быть некий реверанс Вашингтону, но при полном понимании (что более вероятно), что эти уступки Москвы так и останутся на бумаге. Тем более они обставлены всякого рода "если", причем некоторые из этих условий едва ли выполнимы со стороны движения "Талибан". А пассаж насчет "Аль-Каиды" в свете нынешних разговоров о виртуальности и мифологичности этой организации добавляет ощущения, что это все-таки в большей степени дипломатический ход, но не более того.

- Что могут значить вот эти слова кандидата в президенты: "Мы готовы рассмотреть серьезное расширение участия России в обеспечении операции помощи афганскому народу в борьбе с наркопреступностью"? Всех в России, конечно, встревожит вопрос о возможности отправки в Афганистан нашего воинского контингента - если не это, то что еще можно сделать на "наркотическом" направлении?

- Как я понимаю, речь идет об открытии системы коллективной антинаркотической ответственности, к которой были бы подключены все основные структуры безопасности в этом регионе. Компетенции ОДКБ и ШОС в принципе должно хватить, чтобы более эффективно бороться с наркотрафиком.

Но вот вопрос получения необходимой информации от структур НАТО, координация усилий по перекрытию каналов транспортировки наркотиков - эти темы можно и нужно решать в рамках общих подходов. А Вашингтон не всегда демонстрирует добрую волю, так что, я полагаю, речь не идет об отправке воинских контингентов, но Путин указывает на потребность в более тесном сотрудничестве, которое и обеспечит системный характер антинаркотическим усилиям по Афганистану.

- Приведет ли Россию ситуация в целом к принятию какой-то новой региональной политики к северу и югу от Афганистана?

- Честно сказать, предложений по кардинальному изменению нашей внешней политики в этом направлении я не увидел. Еще раз подчеркну - Путин в основном повторил уже озвученные инициативы, и ничего принципиального нового на афганском направлении предъявлено фактически не было.

В целом афганская тема занимает в статье Путина не ключевое, но значимое место в контексте новых (старых) вызовов и угроз, как раз после иранской проблемы и ядерной программы КНДР. На первый взгляд, Владимир Путин повторяет уже сказанное неоднократно: даже если американцы уйдут из Афганистана после 2014 года, то это будет окончание операции, но не окончание войны. Более того, сохранятся и умножатся все угрозы и риски, которые ныне исходят с афганской территории - наркотрафик, терроризм, религиозный экстремизм.

Ко всему прочему Вашингтон закладывает мины замедленного действия под безопасность самих центрально-азиатских государств, пытаясь развернуть там новые военные базы, что в перспективе может привести к вовлечению Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана в противостояние с движением "Талибан".

Какие рецепты предлагает кандидат в президенты России? Судя по всему, приоритетом, с точки зрения Путина, является антинаркотическая составляющая, которая представляет угрозы и для самой России. На этом направлении, по словам премьер-министра, Россия готова к более активному участию в афганских проблемах. Но при условии, что интересы России будут учитываться более системно, а координировать эти действия будут интеграционные структуры - ОДКБ, ШОС, ООН.

Заметно, что антинаркотическая риторика Путина доминирует над рассуждениями о политическом будущем самого Афганистана, причем премьер РФ допускает и участие "Талибана" в межафганском диалоге, но при строго определенных правилах игры. А по этому вопросу, как известно, стороны в самом Афганистане никак не могут прийти к согласию. Поэтому "афганская часть" путинского материала смотрится скорее как некое summary - краткое изложение тех постулатов, с которыми российская дипломатия выступает на каждой международной конференции по Афганистану.

Замечательно, что Путин не оставляет в стороне и взаимосвязь афганской проблемы с будущим центрально-азиатских государств, но, к великому сожалению, по части рецептов похвастаться, пожалуй, нечем.

Безусловно, ОДКБ и ШОС не сказали своего последнего слова в рамках афганской проблемы, но пока что повестку дня формируют вовсе не они.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала