МОСКВА, 28 фев - РИА Новости. Ассоциация туроператоров России (АТОР) поддерживает повышение фингарантий для туроператоров и привязку их к обороту компаний, введение саморегулирования и компенсационных фондов, а также государственные меры по повышению надежности компаний, страхующих ответственность туроператоров, заявил вице-президент АТОР Владимир Канторович на пресс-конференции в РИА Новости во вторник.
Он отметил, что небольшие туркомпании банкротятся нередко, но этого никто не замечает, так как туристы получают свои деньги, и скандала не возникает.
"Закон о фингарантиях был принят в 2007 году и был очень прогрессивным для того времени. Сейчас началась правоприменительная практика. Видно, что банкротство даже такого туроператора как "Ланта-тур", не входящего в десятку крупнейших, повлекло ущерб для туристов уже на 200 миллионов рублей. Увеличивать эту сумму механически бесполезно. Для крупнейших туроператоров и миллиарда не хватит. Поэтому очевидно, что фингарантии нужно привязывать к обороту", - подчеркнул он.
Канторович отметил, что недостаточная сумма гарантии влечет за собой и другую проблему.
"Прошел уже месяц с момента приостановки деятельности "Ланта-тур", а никто ничего не получил, потому что страховая компания "Ингосстрах" выясняет, какая будет общая сумма претензий, чтобы ее разделить между пострадавшими. Если бы было известно, что гарантии хватает, можно было бы сразу начинать выплаты всем потерпевшим", - заметил он.
По мнению Канторовича, все это показывает, что поправка о повышении гарантии должна стать первой, которая будет внесена в закон о туристской деятельности. По его словам, нужно также предусмотреть и меры по предупреждению банкротств страховых компаний, так как в случае с компанией "Инногарант", которая не смогла выполнить обязательства перед туристами обанкротившегося туроператора "Капитал Тур".
"Еще один механизм, который нужно обязательно создать - саморегулирование. Если бы он уже был, компенсационный фонд можно было бы использовать, чтобы решать проблемы тех туристов, которых здесь и сейчас не сажают на самолеты, не селят. А потом уже пополнять фонд за счет страховой компании или банка, которые выдали гарантию туроператору-банкроту", - заявил Канторович, добавив, что если все эти меры будут приняты, о банкротствах туроператоров потребители забудут "всерьез и надолго".
Поправки в закон о туристской деятельности, инициированные Минспорттуризмом, были поданы в Госдуму в мае 2011 года, а первое чтение прошли в начале июля. В документе, в частности, предлагается снизить размер фингарантий для операторов, занимающихся въездным туризмом, с 10 миллионов до 500 тысяч рублей, запретить агентствам продавать турпутевки от своего имени, сделать ежегодный аудит обязательным для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год, ввести электронную турпутевку. Отраслевые объединения в сфере туризма - АТОР и РСТ - заявили о поддержке большей части предложенных поправок, но выступили категорически против запрета турагентствам работать и заключать договоры с туристами от своего имени. По их мнению, принятие этой поправки приведет к введению операторами депозитов для турагентств, банкротству части турфирм и росту цен на путевки. Федеральная антимонопольная служба заявила, что поправка противоречит Гражданскому кодексу РФ, и предложила Минспорттуризму исключить ее из текста законопроекта, рассмотрение которого было отложено на весну 2012 года.
Тема ужесточения законодательства в сфере туризма вновь стала актуальной после приостановки 27 января 2012 года деятельности "Ланта-тур вояж". Один из старейших российских туроператоров прекратил работу после отказа одного из его основных кредиторов - Мастер-банка - предоставить кредит на 30 миллионов рублей из-за неудовлетворительного финансового состояния компании. В тот момент за границей находились более трех тысяч клиентов компании, многие из которых столкнулись с проблемами при выселении из гостиниц. Позднее ВТБ выдал "Ланта-тур" пятилетний кредит на 7 миллионов долларов, которые пошли на погашение задолженностей компании перед отелями с тем, чтобы туристы могли вернуться домой.
Гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств "Ланта-тур вояж" застрахована в "Ингосстрахе" на 100 миллионов рублей. Срок действия страховки истекает 31 мая 2012 года.