"Почта России", пожалуй, одно из наиболее социально значимых предприятий в стране, и к ней всегда приковано повышенное внимание - не только со стороны потребителей и госорганов, которые не прочь покритиковать почтовиков за качество услуг, но и, к сожалению, со стороны преступников. О недавно разразившемся скандале с микрокредитами, проблеме обеспечения безопасности почтовых отделений, стратегии дальнейшего развития почтового предприятия с корреспондентом агентства "Прайм" Татьяной Беляковой беседовал генеральный директор "Почты России" Александр Киселев.
"ПОЧТА" КАК МОНОПОЛИСТ НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬ"
- Недавно большой резонанс вызвала история с микрозаймами, которые оформляются в отделениях "Почты России". Вы обратились в Госдуму с предложениями о снижении ставок по этим займам. Почему "Почта" решила выступить с такой инициативой?
- Дело в том, что рынок микрокредитования для России новый, неотрегулированный, и эта неотрегулированность создает риски. Нет ни объективно сложившихся рыночных ставок, ни механизмов и практики его регулирования. Возможно, когда принимался закон "О микрофинансовых организациях и микрофинансовой деятельности", никто и предположить не мог, какие ставки будут по этим займам. Может быть, депутатам следует обратить внимание и на банковский рынок. Ведь именно то, что банки отсекают от своих кредитов людей либо по возрасту, либо по минимальной сумме, и вынуждает их обращаться в подобные организации и брать короткие деньги по столь высокой цене.
- Вы получили какой-то ответ на ваше предложение?
- Нет, мы ответа не получили. В большей степени мы ожидаем результатов проверок, которые сейчас проводит Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в компаниях, предоставляющих микрозаймы, в том числе в двух, с которыми мы сотрудничаем. Я думаю, что вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство можно будет обсуждать по результатам проверки профессиональным регулятором.
Мы считаем, что взимаемые проценты по микрозаймам очень велики. Поэтому я и направил в Госдуму предложение о необходимости внесения изменений в закон для того, чтобы ограничить процент, взимаемый за пользование такими займами. По нашему мнению, ставка не может превышать порядка 8-15 ставок рефинансирования ЦБ.
- Почему вы раньше не обратились с таким предложением?
- "Почта России" не выдает микрозаймы, а выступает только как агент по оформлению документов на получение займа и пересылке денег заемщикам почтовым переводом.
Мы были удивлены, когда увидели, что один из операторов микрокредитования предлагает эти так называемые "драконовские ставки". С морально-этической точки зрения мне лично это очень не нравится, но это не является предметом наших с ними договоренностей.
Согласно антимонопольному законодательству, "Почта России" как монополист никому не может отказать без веских юридических оснований в доступе к своей сети. В случае отказа к нам могут подать иски, которые мы, скорее всего, проиграем. Мы не можем отказать в предоставлении доступа к инфраструктуре и услугам без очень неблагоприятных для нас юридических и финансовых последствий.
- При заключении агентских соглашений с компаниями, занимающимися микрозаймами, условия предоставления займов клиентам не оговаривались?
- В соглашениях прописана только технология нашего взаимодействия с этими компаниями и наше агентское вознаграждение за оформление документов и перевод денежных средств. Оно составляет менее 4% от суммы займа.
Условия предоставления займов микрофинансовыми организациями своим клиентам нами не оговаривались. Для этого не было правовых оснований, так как законодательно эта сторона их бизнеса не регулируется. По закону они могут и миллион процентов в день взимать.
В целом, конечно, микрофинансовый бизнес кажется востребованным и перспективным, но проценты все-таки не должны быть кабальными, они должны быть законодательно ограничены и только законодателем. Пока это только разговор ни о чем. Закон разрешает заниматься этим видом деятельности, никто ничего не нарушал. Согласен, есть морально-этическая составляющая, но за это в суд не отведешь, и формальных поводов для разрыва отношений у нас нет. К тому же мы еще и естественные монополисты, на нас смотрят совершенно по-другому.
Сейчас мы дожидаемся результатов проверки ФСФР, после этого будем смотреть, что делать.
Во всяком случае, мы прекратили расширять зону "пилотирования" проекта по выдаче минизаймов через почтовые отделения. В ближайшее время в новых регионах они не появятся.
- Но "Почта" по-прежнему предоставляет эту услугу?
- В тех регионах, где начали, мы ее предоставляем. Пока нет соответствующего решения регулятора, у нас недостает юридических оснований отказать микрофинансовым организациям в предоставлении наших услуг.
- Сколько отделений предоставляют эту услугу?
- Это пятидесятая часть всех отделений нашей сети, то есть это очень мало. Услуга предлагается в пяти регионах и не во всех отделениях.
Мы ведем сейчас очень широкую разъяснительную работу, чтобы показать, что в данном случае "Почта России" только принимает заявки и предоставляет услугу денежных переводов, выступает как агент в этой деятельности, посредник. Мы обращаем внимание клиентов на условия предоставления микрозаймов, сколько им потом придется отдавать. И в этом смысл действия закона: никто ничего не навязывает, клиент прекрасно знает условия. В отличие от банковских кредитных договоров, где множество сносок, написанных мелким шрифтом, которые никто не читает, в предложениях микрозаймов крупно написано "берешь 3 тысячи рублей - возвращаешь 5 тысяч рублей". То есть клиенты, привлекающие микрозаймы, сознательно идут на такие условия, в банках на короткий срок денег не дадут.
Возможно, против этой системы сильно возражают банки, которые, конечно, видят серьезную конкуренцию, особенно в массовом сегменте потенциальных кредитополучателей.
- Рассматриваете ли вы возможность отказа от сотрудничества с микрофинансовыми организациями?
- Когда выйдет заключение ФСФР, а возможно - Минфина и ЦБ, мы посоветуемся с законодателями и с нашими регуляторами, и все взвесим еще раз. Возможно, нам проще будет отказаться от этих услуг и пойти в суды за нарушение антимонопольного законодательства, за то, что мы не подключаем к своей сети всех желающих, которые занимаются законной деятельностью, но не подвергать угрозе нашу репутацию.
Микрокредитование значительно распространилось в развивающихся странах, зарубежные почтовые службы помогают повышать доступность этой услуги. Но в России еще не все потребители "ментально" созрели для пользования микрозаймами, поэтому существуют определенные риски.
- В течение какого срока вы предоставляете эти услуги?
- С осени 2011 года.
- Насколько это выгодно для "Почты России"?
- За все время реализации проекта доход "Почты России" составил несколько десятков тысяч рублей. То есть, пока по большому счету игра не стоит свеч: доход минимален, а полученный имиджевый ущерб ничем не оценить. Во всяком случае наши затраты на разъяснительную работу и рекламу значительно превысили наше агентское вознаграждение.
- По вашим наблюдениям, какие категории граждан чаще всего пользуются услугами микрофинансовых организаций и банков, предлагающих свои услуги через "Почту России"?
- Мы не проводили подобных исследований, так как выступаем лишь агентами. Это вопрос скорее к компаниям, которые предоставляют эти услуги. Судя по отзывам в интернете, основные пользователи продуктов микрофинансовых организаций, вопреки распространившемуся мнению, вовсе не пенсионеры, а молодые люди, начиная от 20-летнего возраста, домохозяйки, малооплачиваемые работники и т.п.
- Какие критерии, требования предъявляет "Почта России" к микрофинансовым организациям, желающим заключить агентский договор? Есть ли компании, которым вы отказали?
- "Почта России" открыта для сотрудничества со всеми компаниями, заинтересованными в получении возможности использования почтовой сети для реализации своих продуктов и услуг. Мы применяем недискриминационный подход при заключении агентских договоров. На данный момент существует основной критерий - контрагент должен действовать в рамках российского законодательства. Несоответствие этому критерию практически единственный повод для нашего отказа в заключении сделки, если экономические условия сотрудничества являются приемлемыми для предприятия.
"ПОЧТОВЫЙ БАНК НУЖНО СОЗДАТЬ В БЛИЖАЙШИЕ 1,5 ГОДА"
- В последнее время участились случаи нападения на отделения "Почты России". Как это можно предотвратить? Какие меры предпринимаются?
- Проблема действительно острая. Каждый такой случай - это серьезнейший вызов для нас, ведь речь идет о жизни и здоровье людей.
В том, что касается угрозы криминальных посягательств, то здесь "Почта" сталкивается с теми же проблемами, что и другие крупные сетевые структуры, оперирующие деньгами и материальными ценностями. При этом мы используем все имеющиеся возможности для повышения уровня безопасности на сети почтовой связи. Мы ведем системную работу и инвестируем в безопасность довольно большие суммы. Только в 2011 году на эти цели мы направили почти 2 миллиарда рублей. "Почта" - это одно из крупнейших предприятий России, у нас около 42 тысяч отделений. В настоящее время идет процесс модернизации систем охраны по всей стране. Это масштабная работа, которая требует и времени, и значительных инвестиций.
Мы активно развиваем взаимодействие с МВД - как с центральным аппаратом, так и с органами на местах. И наше сотрудничество дает ощутимые результаты.
К слову сказать, практически все серьезные преступления против "Почты", совершенные в последнее время, успешно раскрыты. Конечно, наша цель - минимизировать объемы операций с наличными средствами. Но для этого нам нужен Почтовый банк, который до сих пор не создан.
- Какова сейчас ситуация с проектом создания Почта-банка? Проект заморожен?
- Вопрос повышения доступности качественных финансовых услуг на всей территории нашей страны не теряет актуальности. Важнейшим инструментом в его решении может и должна стать инфраструктура федеральной почтовой связи. Сеть отделений "Почты России" охватывает всю страну.
Мы продолжаем активно выступать за скорейшее создание Почтового банка, притом сделать это считаем необходимым в ближайшие 1,5 года, то есть пока существуют благоприятные условия для выхода на рынок новой банковский структуры федерального масштаба.
Отмечу, что проект по созданию Почтового банка является одним из ключевых в новой стратегии "Почты России", которая представлена в Федеральное агентство связи.
- Вы согласны со всеми положениями этой стратегии?
- Пока стратегия окончательно не утверждена правительством, это достаточно живой документ... С основополагающими положениями, выводами и рекомендациями я согласен, тем более что они рождались нами вместе с нашим консультантом - BCG, там очень много идей, которые подали мы. Проект стратегии представляет собой взвешенный анализ и реалистичный план мероприятий, основанный на проработке различных сценариев.
- В проекте стратегии, в частности, дается рекомендация отказаться от непочтовой розницы, в том числе мобильного ритейла... Ранее Вы также говорили, что мобильный ритейл не оправдал ваших ожиданий...
- Мобильный ритейл действительно развивается не так, как мы ожидали, но, тем не менее, он развивается, и по полмиллиона телефонов и других устройств в год мы продаем, и наблюдается тенденция к увеличению. Люди привыкали и теперь понимают, что не только оплатить счет за телефон, но и купить какой-то аксессуар или сам телефон с контрактом или отдельно контракт они могут во всех отделениях "Почты России".
Поэтому не так быстро, как хотелось, но этот бизнес растет. Доля доходов от ритейла в целом в выручке "Почты России" составляет почти 8%, из которых примерно 5% дала продажа контрактов и мобильных телефонов. Поэтому проект небесперспективный.
- Вы не планируете от него отказываться?
- Услуга востребована, причем каждый месяц растет примерно на 2-3% объем. Это высокорентабельный проект, там очень хорошая маржа. Консультанты имели в виду, что нужно остановиться на каких-то приоритетах и в них инвестировать. Мобильный ритейл они не отнесли к категории приоритетов. Это, конечно, не приоритет, мы тоже его таковым не считаем. Но проект не требует от нас каких-то и трудо- и финансовых затрат, он развивается, он нужен людям, и мы пока планируем его продолжать.
- Каковы планы в отношении остальной непочтовой розницы?
- Тему розницы как таковой в целом мы также будем продолжать, и нам удается убедить консультантов, что есть специфика России, есть специфика сельских территорий, в отличие от мегаполисов и областных городов, и там может применяться видоизмененная стратегия розницы. Это востребовано.
Сегодня розница (продажа продовольственных товаров, алкогольных и слабоалкогольных напитков, табачных изделий, бытовой химии и т.д.) выполняет значимую функцию получения дополнительных доходов от свободных ресурсов в городе и селе. В городе, где сеть почтовых отделений рентабельна за счет больших объемов почтовых и финансовых услуг, розничная торговля - способ использования свободных площадей. Хотя более эффективным способом использования свободных площадей является аренда, приносящая в 2-3 раза больше доходов, чем розничная торговля. К тому же при создании Почтового банка все свободные площади будут использованы для него. Поэтому в дальнейшем розница в городах, скорее всего, будет закрыта.
В селе почтовые и финансовые услуги не покрывают всех расходов на содержание отделений почтовой связи. Для сельской сети розничная торговля, приносящая 40-50% доходов, является способом повысить рентабельность за счет роста дохода при фиксированных затратах.
"ЕСТЬ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ"
- В 2011 году "Почта России" впервые разместила облигации, и размещение прошло очень успешно. Планируете повторить этот опыт в 2012 году? Планируются ли другие заимствования?
- Успешное размещение в 2011 году дебютного выпуска облигаций предприятия подтвердило высокую степень доверия участников рынка к "Почте России" как к надежному и качественному заемщику и, безусловно, будет иметь важное значение для осуществления предприятием публичных заимствований в дальнейшем. Мы планируем продолжать работу с рынком публичных заимствований, но вопрос 2012 года для нас пока открыт, в большей степени из-за нестабильности текущей рыночной конъюнктуры.
"Почте России" необходимы заемные средства, и мы можем использовать различные инструменты их привлечения. Привлечение кредитов, особенно за рубежом, сейчас весьма затруднительно. В то же время у нас всегда остаются резервы и для размещения очередного облигационного займа. Возможно, в 2012 году мы разместим облигации. По поводу параметров пока сложно говорить, но объем не будет превышать 7-8 миллиардов рублей.
"Почта России" была первым ФГУПом, который пошел по пути размещения облигационного займа, и все остальные ФГУПы увидели, что для этого нет никаких законных ограничений, это не зависит от формы собственности. Мы проторили эту дорогу.
Другие виды заимствований мы также рассматриваем. Нам в любом случае необходимо будет привлечь на строительство Ростовского автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) не менее 50 миллионов евро. Пока проведенные переговоры, в том числе с экспортным агентством SACE, дают основания надеяться на хорошие ставки по данному кредиту. Мы стремимся повышать свою прозрачность для потенциальных инвесторов, это и подготовка отчетности по МСФО и, возможно, получение международного кредитного рейтинга.
- Уже несколько лет не утверждена программа модернизации "Почты России". Как Вы думаете, почему? Когда ожидаете утверждения?
- Изначально утверждение самого Плана модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ было отложено из-за экономического кризиса. В прошлом году у Минфина возник ряд возражений. Мы постарались устранить эти разногласия на согласительном совещании в правительстве РФ. На данный момент положения Плана включены в проект Стратегии развития ФГУП "Почта России", который в настоящее время проходит согласование в соответствующих органах исполнительной власти.