Первые вагоны нового поколения начнут курсировать на Калининской ветке московского метро в марте 2012 года. Специалисты завода "Метровагонмаш" обещают, что новый подвижной состав избавит пассажиров от извечных неудобств подземки - духоты и шума. В ультрасовременных вагонах будет легче дышать летом, а зимой не мерзнуть, предусмотрена даже система обеззараживания воздуха. Кроме того, машиностроители позаботились о безопасности и удобстве инвалидов, и предусмотрели технические новинки для защиты пассажиров от травм и потери личных вещей. Преимущества новых вагонов изучил портал "В Москве".
До и после "Русича"
Пассажиры московского метрополитена часто жалуются, что в вагонах слишком шумно, летом - жарко и душно, а зимой в поездах монорельса и на открытых линиях, наоборот, очень холодно. Во время аномальной жары летом 2010 года ситуация дошла до "точки кипения" - воздух в подземке раскалился до 26-30 градусов, в связи с чем организация "Общественный контроль" подала в суд на ГУП "Московский метрополитен", потребовав привести температуру на станциях в соответствие с санитарными нормами, а также снизить уровень шума в вагонах и обновить напольное покрытие.
В 2011 году за решение проблемы устаревших вагонов взялись столичные власти. Мэр Москвы Сергей Собянин поручил руководству московского метрополитена ускорить работы по замене подвижного состава, а к 2020 году заменить все вагоны в подземке, а также обновить систему вентиляции.
С 2003 года в московском метро появились первые современные вагоны "Русич" (серия 81 - 740/741) с кондиционерами. "Русичами" изначально комплектовалась Бутовская линия, ими почти полностью оснащены Арбатско-Покровская и Филевская ветки, а в 2011 году они полностью заменили старые поезда на Кольцевой линии, где пустили 200 таких вагонов. В новых поездах можно нормально дышать и тише разговаривать. Кроме того, программное обеспечение подвижных составов "Русич" помогает машинисту оперативно устранять технические неисправности.
Разработчики "Метровагонмаша" на этом не остановились и еще в прошлом году поставили в московский метрополитен 16 вагонов нового поколения серии 81-760/81-761, которые по техническим характеристикам не уступают западным поездам. Серийное производство этих подвижных составов началось в 2012 году.
Как рассказал заместитель директора по реструктуризации завода ОАО "Метровагонмаш" Владимир Анисимов, в этом году Московский метрополитен заказал еще около 100 "Русичей" и 320 вагонов нового поколения, у которых пока нет названия.
Пять преимуществ новых вагонов
При создании вагона нового поколения машиностроители учли пожелания пассажиров.
1. Климат-контроль и обеззараживание воздуха
Как отметили в ОАО "Метровагонмаш", вагоны нового поколения отличаются повышенным уровнем комфортности. Если "Русичи" могли похвастаться лишь наличием кондиционеров в салоне вагона, системами обнаружения и тушения пожара, то новые подвижные составы оснащены ультрасовременными системами кондиционирования, отопления пассажирского салона и кабины машиниста, а также системой обеззараживания воздуха.
Многослойная теплоизоляция и автоматическая система поддержания температуры в вагоне не позволит пассажирам замерзнуть на открытых станциях зимой и страдать от духоты летом.
По словам начальника отдела по перспективному проектированию ОАО "Метровагонмаш" Владимира Глухова, система климат-контроля в вагонах нового поколения позволяет соблюдать нормативы, согласно которым в час на каждого пассажира метро должно поступать 20 кубометров свежего воздуха.
Помимо этого, в новых поездах меньше риск подхватить инфекцию. Чистоту воздуха в салоне обеспечивает встроенная в кондиционеры система обеззараживания. Ультрафиолетовая лампа эффективна и абсолютно безвредна для людей, подчеркивают разработчики проекта.
2. Шумоизоляция и вместимость
Вагоностроители также уверяют, что в поезде нового поколения значительно ниже уровень шума, чем в других составах. По словам Глухова, испытания серии 81-760/81-761 показывают, что пассажиры смогут спокойно переговариваться, и во время движения поезда им не придется кричать.
Что касается вместимости, то новый вагон, наоборот, уступает "Русичу": если "Русич" может перевезти до 380 человек, новый вагон вмещает максимум 330 пассажиров. Как пояснил главный конструктор новых вагонов ОАО "Метровагонмаш" Сергей Литвинов, такая вместимость является оптимальной для нормальной работы различных электронных систем, задействованных в составе.
3. Удобные кресла и места для инвалидов
Кроме того, пассажиров наверняка порадует необычный дизайн и новая внутренняя отделка салона. Москвичи смогут разместиться на комфортабельных широких сидениях, оптимальных для людей любой комплекции. "Метровагонмаш" разработал и новый тип поручней, рассчитанных на людей разного роста. Вагоностроители позаботились и о людях с ограниченными возможностями. В подвижном составе нового поколения два головных вагона оборудованы местами для инвалидов-колясочников.
4. "Умные" двери
Для комфортной посадки и высадки в новом вагоне предусмотрено четыре пары дверей. Это поможет избежать давки в час пик. Кроме того, раздвижные двери оборудованы системой, не позволяющей травмировать пассажира.
Еще одним новшеством являются устройства, предотвращающие падение на рельсы. По словам Глухова, современная система сцепления вагонов не допустит падения человека в межвагонное пространство. Кроме того, создатели нового поезда предусмотрели специальный порожек между вагоном и платформой, чтобы пассажиры случайно не уронили вещи на рельсы при входе в вагон.
5. Камеры наблюдения
Следить за безопасностью в вагонах будут в режиме онлайн. Все вагоны нового образца оснащены видеокамерами, которые передают изображения в кабину машиниста и в Ситуационный центр московского метрополитена.
Кроме того, новое программное обеспечение не только будет информировать машиниста о технических неполадках, но и давать подсказки по действиям в случае возникновения той или иной неисправности.
Форточки оставили, а кнопки убрали
Несмотря на наличие современной системы кондиционирования, форточки в новых вагонах решили оставить - на случай, если кондиционеры сломаются. Также московский метрополитен отказался закупать новые вагоны, оборудованные кнопками индивидуального открывания дверей пассажирами. Предполагалось, что на конечных станциях метро пассажиры будут входить в вагон после нажатия специальной кнопки. Вагоностроители рассчитывали, что это позволит продлить срок эксплуатации механизма открывания дверей.
Но в связи с большим пассажиропотоком от этого решили отказаться. Поэтому серийное производство вагонов нового поколения не предусматривает наличие специальной зеленой кнопки, уточнил сотрудник "Метровагонмаша".
Оценить преимущество вагонов нового поколения пассажиры смогут уже в марте 2012 года, когда будет запущен первый состав на Калининской лини. Обновление подвижного состава планируется и на других линиях, по мере истечения срока службы вагонов.