КУРСК, 22 фев – РИА Новости, Наталия Губарева. Сегодняшним школьникам везет все меньше: на традиционные уроки мужества в День защитника Отечества ветераны Великой Отечественной войны теперь приходят нечасто. Ребятам из поселка Тим Курской области посчастливилось: 90-летний ветеран Федосий Антонович Мироненко может не только интересно рассказать о былых сражениях, но и провести несколько мастер-классов. С мальчиками он готов поделиться опытом видеосъемки, с девочками – секретами ковроткачества. Но главный талант Федосия Мироненко - жизнелюбие, пронесенное через всю долгую жизнь.
Минометчики-долгожители
Мироненко – красивый. В этом определении, редко характеризующем пожилых людей, сходятся многие знающие его люди. Статный мужчина, закончивший карьеру военного в звании майора, до сих пор сохранил офицерскую выправку, а на вопрос, не трудно ли ему разобрать мелкий текст в фронтовом блокноте, отвечает: "Я читаю без очков". Прививку здоровья и оптимизма он получил еще в детстве на солнечной Украине, где вырос и откуда ушел на фронт. Возможно, поэтому даже война в рассказах ветерана выглядит не такой страшной, какой была на самом деле.
Девятнадцатилетний лейтенант Мироненко попал на фронт после окончания военного училища в марте 1942 года. Его командировали в 292 стрелковую дивизию, которая тогда базировалась в районе Зайцевой горы в Калужской области. Молодому солдату посчастливилось не участвовать в отступлениях советской армии, и, в отличие от тех, кто видел тяжелые поражения, Федосий Антонович никогда не сомневался в победе и в том, что вернется с войны живым.
"Мы даже с девушкой моей, Нилой, прощаясь, договорились обязательно встретиться после войны. Я верил, что обязательно приду домой", - рассказывает ветеран.
Шансов выжить у него, действительно, было больше, чем у многих солдат: в дивизии Мироненко командовал ротой минометчиков, которых на войне называли долгожителями. Огневые позиции, по воспоминаниям ветерана, обычно располагались на расстоянии от 800 до 3 тысяч метров от противника, и попасть в них немцам было непросто.
Впрочем, даже минометчикам приходилось встречаться с врагом лицом к лицу. Одно из самых ярких воспоминаний Федосия Антоновича – форсирование реки Прони в Калужской области в 1942 году. Пехота начала отступать, и немцы уже подошли к их блиндажу, когда один из однополчан Мироненко бросил в них гранату. Она взорвалась, минометчики в патриотическом порыве закричали "Ура!".
"Это неожиданно испугало немцев, и они бросились бежать. Тогда я выскочил из траншеи, побежал за ними и начал стрелять. Ординарец - со мной. Метров в 50-ти от меня винтовка лежала, наша, русская. Я поднял, понял: заряжена, и выстрелил в спину немецкому командиру, убегавшему последним. Он упал. Потом гранаты начал в них бросать, из пистолета стрелять. Так мы отрезали немцам отступление. Когда мы опомнились, ординарец говорит: "Товарищ лейтенант, а мы вдвоем с вами". Оказалось, что из взвода 20 немцев большую часть пути гнали только мы", - вспоминает ветеран.
Поцелуй как удар лаптя
Позже, при форсировании Днепра под Могилевом в Белоруссии, благодаря быстрой реакции Мироненко удалось спасти командира дивизии, полковника Гаспараяна, которого атаковали немцы. По команде Мироненко минометчики начали обстрел врагов, что заставило их отступить.
"За Могилев получил свой первый орден Отечественной войны", - вспоминает Федосий Антонович.
Всего крупных боевых наград у него шесть: медали "За Отвагу", "За боевые заслуги", два Ордена Красной звезды, Ордена Отечественной войны I и II степеней.
Большую часть войны Федосий Антонович провел в Белоруссии, закончилась же она для него тяжелым ранением в руку под Кенингсбергом в 1944 году. Однако даже о травме и длительном восстановлении он вспоминает легко: после ранения его перевели в госпиталь в Липецкую область, где Мироненко познакомился со своей первой женой.
Тому, что молодой лейтенант очаровал симпатичную Татьяну, удивляться не приходится. Судя по рассказам ветерана, девушки часто обращали на него внимание. Сам Федосий Антонович был юношей романтичным, о чем свидетельствует сохранившийся фронтовой блокнотик со стихами. Некоторые из них он написал сам, другими поделились товарищи.
"О, буссоль (аналог компаса - прим. ред.) моего сердца! Панорама моей души! Разреши приблизиться на несколько дюймов прицела, и тогда мое артиллерийское чувство будет полностью удовлетворено. Я засыплю тебя шрапнелью своих слов, не пожалею снарядов для привлечения тебя на свою сторону. Но если ты будешь продолжать держаться на прежней дистанции, тогда клянусь уничтожить тебя", - со смехом цитирует ветеран одно из шуточных стихотворений, которым обменивались солдаты.
Правда, несмотря на внешнюю искушенность, на войну Мироненко так и ушел нецелованным. Поцеловать любимую девушку Нилу, которой он также писал стихи с фронта, не осмелился в том числе из-за более опытной соседки, которая, рассказывая ему про поцелуи парней, пренебрежительно заметила, что "другой поцелует, как лаптем шлепнет".
"Я вот думал: "Вот поцелую, а она потом скажет: "Как лаптем шлепнул!" Так нецелованным и уехал на фронт", - смеется ветеран.
Оптимизм в коврах и кадрах
Домой, в родное село в Черниговской области, Федосий Мироненко вернулся в августе 1945. На следующий день пришел младший брат Павлик, а потом – отец.
"В районе про мою мать говорили: "Счастливая женщина, трое мужчин вернулись". Не вернулся только старший брат, он погиб в плену в Германии", - вспоминает Федосий Антонович.
После войны он продолжил службу в армии, закончив ее в 1973 году начальником отдела снабжения железнодорожной станции Курск. Первый брак Федосия Антоновича, от которого у него осталось двое сыновей, распался через 16 лет. Со второй женой Ниной ветеран прожил более 30 лет. Именно в память о ней 13 лет назад он начал заниматься ковроткачеством.
"Я видел, как Ниночка работала крючком вечерами. Когда она умерла, остался недотканным уголок ковра. Я его закончил", - вспоминает ветеран.
Он до сих пор придирчиво сравнивает свои немного неровные ряды с безупречной работой супруги. Однако непрофессионал разницы не заметит. В его работах бросается в глаза другое – все та же жизнерадостность. На полотнах – цветы, животные, персонажи мультфильмов и, конечно, изображения, посвященные юбилеям Победы. Всего за 13 лет Федосий Антонович выткал более полусотни ковров, многие из которых подарил детям, внукам и правнукам, друзьям и близким.
"На небольшой ковер уходит где-то три вечера. Это получается довольно быстро, и помогает коротать время", - говорит ветеран.
Сейчас он несколько охладел к ковроткачеству. Но осталось еще одно любимое хобби – видеосъемка. Ею Федосий Антонович увлекся несколько лет назад. Купив видеокамеру, начал со съемок огорода и приходящих в дом гостей. Потом стал выходить снимать в поселок. Теперь ни одно городское мероприятие не обходится без того, чтобы ветеран не запечатлел его на видео. Большинство своих фильмов он передает в местную библиотеку – для истории.
"Когда ездил недавно на родину, на Украину, там тоже снимал. Иногда, когда настроение не очень, посмотришь, и вроде как веселее станет", - говорит он.
Федосия Антоновича часто приглашают на уроки патриотического воспитания, он активно сотрудничает с сельской библиотекой. Летом ветеран ездит на собственной машине и трудится в огороде, где работы хватает (земли у него - целых 50 соток). Периодически в гости приезжают трое сыновей с внуками и правнуками. Но большую часть времени Федосий Антонович проводит один. И если иногда ветерану и бывает одиноко, то вида он не показывает. Выходя провожать гостей, надевает черкеску, военный тулуп и долго машет у ворот – высокий, красивый 90-летний мужчина. И даже издалека видно, что он улыбается.