Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
За две с половиной недели до первого тура президентских выборов ВЦИОМ и ФОМ прогнозируют результат Путина в районе 58-60%, то есть уверенную победу. Хотя и не столь уверенную, как у того же Путина в 2004 году (71,31%) и у Медведева – в 2008 (70,28%). При этом, по прогнозам ВЦИОМ, в обеих столицах фаворит гонки не дотянет до поддержки половины пришедших на участки избирателей. В Москве Путину прочат 43,7%, а в Санкт-Петербурге – 46,7% голосов.
Можно ли говорить, что Путин станет президентом "провинциальной России"? И чем вообще отличается сейчас электоральное поведение регионов от электорального поведения столиц?
Эксперты считают, что власть делает ставку на средние, малые города и село, как бы пытаясь поссорить их со "столицами". Но такая стратегия, как минимум, недальновидна, поскольку демографическая тенденция однозначна: доля населения крупных городов в России будет расти дальше и дальше, и именно их политические предпочтения довольно скоро станут определяющими.
"Три России"
Наша страна в социальном плане четко поделилась на три примерно равные части, "три России", считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. При этом каждая из них в свою очередь делится на несколько групп избирателей.
"Первая Россия", по классификации социолога, – это население Москвы, Санкт-Петербурга и крупнейших городов-миллионеров. Оно включает в себя три группы: современное образованное и достаточно свободное городское население, работающих бюджетников, зависимых от государства, и население преклонного возраста, которое так же, как и бюджетники, зависит от государства, поскольку получает пенсию.
Несмотря на то, что в Москве высокая бюджетная занятость и в муниципальных, и в федеральных, и в городских структурах, а каждый четвертый житель столицы – пенсионер, значимую роль в "первой России" играют менеджеры, собственники и профессионалы. В других городах-миллионниках пропорции отличаются. Там начинает добавляться индустриальная занятость, меньше удельный вес профессионалов и малого бизнеса. Но, по словам эксперта, при всей неоднородности, это все равно выделяющаяся общность.
Во "второй России" – небольших и средних городах – есть две базовые группы. Это бюджетники и люди, занятые в промышленности. Это другие люди, потому что они сильно зависят или от государства, как бюджетники, или от отношения бизнеса с государством, потому что тот же ФГУП "Уралвагонзавод" все время подпитывается госзаказами. "Даже предприятия частного бизнеса встроены в отношения с государством, и очень многие частные собственники на предыдущих выборах принуждали работников своих предприятий голосовать на заводах под контролем", – рассказывает Зубаревич.
"Третья Россия" в делении социолога – это маленькие города, поселки, село. Работа здесь есть либо в бюджетной сфере, либо в аграрной, либо "самозанятость". Альтернативных рабочих мест нет. То есть бюджетники зависят от государства тотально, тогда как остальные не очень сильно, но при этом они все чрезвычайно инертны.
Наталья Зубаревич считает, что степень управляемости каждой из этих "трех Россий" идет с нарастанием номера. Первой управлять сложней, хотя и там есть группа бюджетников и пенсионеров; второй управлять уже полегче; а третья просто абсолютно управляема.
Поэтому запрос на современную политическую систему высказывают только крупные и крупнейшие города. Для остальных это неактуальная тема. Но счастье России, по словам социолога, состоит в том, что история все равно движется в сторону позиции крупнейших городов, потому что они все больше концентрируют население.
"Столичный" и "остальной" избиратель
Вице-президент Центра политической конъюнктуры Виталий Иванов предлагает более простую классификацию. Он делит избирателя на "столичного" и "остального" (деревня, малые города, городские полудеревенские окраины, национальные республики, военные городки и так далее). При этом под столичным избирателем Иванов имеет ввиду не только Москву-Питер, но и еще десяток крупных городов. "Нижегородский, новосибирский или екатеринбургский избиратель не критично отличается от москвича по нынешнему электоральному поведению", – говорит политолог.
Каждый четвертый россиянин живет в городе-миллионере, а каждый 9-й – в Москве. Больше 50% москвичей от 15 лет и старше имеет высшее образование. "Они продвинутые потребители, – рассказывает Наталья Зубаревич, – и хотят потреблять услуги государства в цивилизованной форме, без патернализма, на нормальных договорных горизонтальных отношениях".
В отношении "столичного" избирателя Иванов говорит почти то же, что и его коллега-социолог про избирателя "первой России", разве что с меньшим воодушевлением.
"Столичный избиратель более требовательный, более активный, склонен больше о себе думать… он более падок на различную критическую агитацию, его легче возбудить на протестную активность. При том, что зачастую этот городской избиратель живет намного лучше остальных избирателей", – рассуждает он.
Предвыборные прогнозы
Прогнозируя результаты предстоящих выборов, эксперты сходятся на том, что если где-то у Путина и могут быть проблемы со взятием планки в 50%, то именно в крупнейших городах страны.
Прохоров: "Если будет второй тур - попаду я". Читать на сайте InoСМИ>>
"Безусловно, столичный, городской избиратель будет за Путина голосовать плохо, – отмечает Иванов. – Часть этого электората обязательно будет протестовать и в социальных сетях, и на улицах. Я готов поверить, что и в столицах, и в ряде крупных городов Путин с первого тура не выиграет, то есть у него там будет меньше 50%. Где-то будет даже меньше 40%, я уверен в этом".
Но в то, что где-то Путина обойдет один из оставшихся кандидатов, Иванов не верит. "Это будет катастрофа для руководства этого города и региона, если такое случится. Но я уверен, что такого нигде не случится. Это из области ненаучной фантастики".
При этом Иванов считает, что в Москве, в Красноярске и с высокой долей вероятности в Петербурге на втором месте будет Прохоров.
"Крупнейшие города президент будет проигрывать в том смысле, что наихудшие цифры по стране Путин будет иметь именно там, – соглашается Зубаревич. – И это очень символично. Это знак, что нет перспективы. Все-таки страну двигают крупнейшие города. Не потому, что они такие замечательные, а потому, что там концентрируется более модерное, современное население".
Несмотря на разницу в электоральных предпочтениях между "тремя Россиями", противостояния между ними Наталья Зубаревич не ожидает, хотя власть, по ее выражению, "сталкивает лбами" "первую Россию" со "второй". "Третья Россия" слишком пассивна. "Даже если не будете платить пенсии и зарплаты, все равно мало кто выйдет [на улицы с протестами]", – утверждает социолог.
В "первой России" достаточно велика вменяемая часть образованного класса, а во "второй" существуют "прокладки" в виде регионального менеджмента, которые позволят это противостояние купировать. Да и вряд ли стоит людям, которые сами, или чьи дети в ближайшей перспективе могут оказаться в "первой России", пытаться идти с ней на конфронтацию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции