Уличные протесты заставили РПЦ высказать свое мнение о политических событиях в стране. "Общество имеет право на выражение несогласия с текущей политической ситуацией", - заявил патриарх Кирилл. Молодежная редакция РИА Новости поговорила со студентами религиозных учебных заведений об их отношении к политике.
Екатерина Белкова, РИА Новости.
Гавриэль Фельдман, студент ешивы "Торат Хаим", рассказал об отношении иудеев к политике. Оказывается, с точки зрения иудаизма, принимать непосредственное участие во власти - неправильно.
"Мы уважаем власть и законы государства, в котором живем. Законы государства - это законы и по Торе. Порядок в стране и сильная власть - это благо для всего населения страны. Но во власти нам участвовать не положено. Не нужно самим вмешиваться в политику, пытаться занять должности в руководстве страны, участвовать в каких-то акциях, движениях. Если действующая власть не осуществляет духовный или физический геноцид евреев, то против такой власти идти нельзя. Россия - светское государство и евреи здесь не большинство. Мы не имеем права забывать, что мы в гостях".
Гавриэль признался, что на занятиях в ешиве иногда обсуждаются политические темы, но это далеко не главный предмет дискуссии. Чаще поднимаются вопросы об этичности тех или иных поступков. Ведутся разговоры о том, как правильно поступить с точки зрения Торы в конкретных жизненных ситуациях.
Все больше евреев сейчас переселяется в Россию. Возвращаются те, кто уехал в советские времена. Фельдман говорит, что в последние годы еврейская община Москвы сильно увеличилась. Примечательно, что сейчас студентами ешивы становятся не только молодые люди, но и те, кому за сорок.
По словам Гавриэля Фельдмана, студенты ешивы понимают, что смена власти серьезно может повлиять на их будущее. К таким переменам большинство из них относится негативно. Действующая власть сделала для евреев то, что еще никто не делал в истории современной России. Поэтому многие из них пойдут голосовать. Гавриэль пояснил, что участие в голосовании не возбраняется. Главное, чтобы политика не занимала мысли верующих полностью.
"В России мы имеем право объединяться в общины и воспитывать детей в своей вере. Здесь, в отличие от многих других стран, нет законов, которые ограничивали бы кошерный забой скота. Так что мы можем полностью следовать своим традициям. Даже то, что мы можем свободно молиться и строить синагоги - уже огромное достижение", - говорит Гавриэль Фельдман.
А вот студенты магистратуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ) так и не пришли к единому мнению о митингах и даже разделились на два лагеря. Одни были убеждены, что митинги - это отличный индикатор общественных настроений, который заставит действующую власть задуматься и принять меры. Другие же считали, что митингами невозможно добиться значительных перемен в жизни общества.
Егор Видякин, студент ПСТГУ уверен, что государственная служба в наше время может причинить только вред душе, а пользы ближним так и не принести. Именно поэтому он решил связать свое будущее с преподавательской деятельностью, а не с работой в госучреждениях. Однако Егор вовсе не безразличен к судьбе страны.
"Если первые митинги в декабре меня обрадовали, то выступления оппозиции в феврале уже не вызывают у меня симпатии. Когда люди впервые вышли на улицы, чтобы выразить несогласие с фальсификациями, это было замечательно. Самое настоящее изъявление воли народа. Но некоторые лидеры оппозиции просто "поймали волну" народных выступлений и стали спикерами митингов. Я доверяю не всем, кто выступает с трибун. Поэтому и на митинги не хожу".
Иван Бакулин, студент магистратуры Богословского факультета ПСТГУ, убежден, что действующим властям не стоит бояться митингов. "Меня многое не устраивает в сложившейся ситуации. Например, я не поддерживаю политику, проводимую Владимиром Путиным в отношении сферы образования и социальной сферы. Но в данный момент реальной альтернативы Путину я не вижу. Пока у оппозиции нет настоящего лидера, все остается на уровне разговоров. Так что митингов не стоит бояться. Я не верю, что кого-то из госслужащих заставляли приходить на митинг на Поклонную гору. Путина действительно поддерживают многие".
"Есть такая поговорка: если совсем не интересоваться политикой, то со временем она заинтересуется тобой, - с улыбкой говорит Андрей Дружинин, еще один студент ПСТГУ. - Я такой же гражданин, как и все. Поэтому политикой я интересуюсь, но стараюсь не делать ее главным содержанием своей жизни. Относительно российских чиновников я считаю, что в какие бы условия ни попал человек, всегда есть возможность поступать правильно. Так что каждый сам решает, поддаваться давлению или нет".
Ольга Изотова, студентка магистратуры Богословского факультета, утверждает, что еще какое-то время назад она не собиралась идти на выборы. Ей казалось, что итог голосования предрешен. Но после февральских митингов ее мнение изменилось.
"Теперь я на выборы собираюсь пойти. За кого голосовать, я пока не решила, но на избирательный участок приду обязательно. Главное, чтобы народные волнения не привели к революции. Вряд ли это возможно сейчас, но кто знает, что будет через год или два? Нашей стране это точно не нужно. Если оценивать митинги как общественное явление, я положительно отношусь к ним. Это скорее креативная, а не агрессивная форма общения с властью",- говорит Ольга.
Студент Московского Исламского Университета Артур сообщил, что скорее всего пойдет на выборы. "Мусульмане должны стремиться к гармонии во всех сферах жизни. Так что интересоваться политикой не запрещено. Мне вера предписывает подчиняться законам государства, если они не подталкивают к запретным с точки зрения религии действиям. Но сходить на выборы - один из способов повлиять на жизнь нашей страны. Почему бы и нет? Даже многие девушки из мусульманских семей ходят на выборы. В России это давно нормальная практика".
Преподаватель Вайшнавского университета Радха Дамодар Дас рассказал об отношении кришнаитов к политике: "Мы считаем, что людей нужно объединять, а не пытаться разобщить. Одни выступили против действующей власти, а другие устраивают ответные акции. Этого делать не нужно. Мы готовы к диалогу с другими конфессиями. Будет замечательно, если представители власти и оппозиционеры смогут найти точки соприкосновения. Многое в жизни современной России нас не устраивает. Но на митинги мы, члены общины, не ходим, хотя запретов нет. Мы стараемся менять мир своими действиями. Очень многим помогаем побороть алкогольную или наркотическую зависимость без использования каких-либо медикаментов. И очень жаль, что приверженцы других религий не прислушиваются к нашему опыту".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции