Рейтинг@Mail.ru
Контроль над оборотом психотропных веществ в мире и в России. Справка - РИА Новости, 21.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Контроль над оборотом психотропных веществ в мире и в России. Справка

Читать ria.ru в

21 февраля 1971 года на конференции в Вене (11 января - 21 февраля) по инициативе Организации Объединенных Наций была принята Конвенция о психотропных веществах. Документ вступил в силу 16 августа 1976 года.

Конвенция считается окончательным вариантом многостороннего договора об установлении контроля над психотропными веществами.

По данным Международного комитета по контролю над наркотиками, по состоянию на 1 ноября 2010 года к Конвенции присоединились 183 государства.

Россия, как правопреемница СССР, является участницей Конвенции.

Конвенция о психотропных веществах устанавливает международную систему контроля на такие вещества, как галлюциногены, стимулирующие седативно-гипнотические вещества (в основном синтетического происхождения), барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие (обезболивающие) средства.

Некоторые из этих веществ вообще запрещены к использованию, другие выдаются лишь по рецептам.

В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, а этикетки препаратов - снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями.
Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов.

Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению.

Ядро, суть Конвенции о психотропных веществах составляют также четыре списка веществ, которые составлялись по двум критериям – потенциальной терапевтической ценности того или иного вещества и потенциальному риску, связанному с его употреблением. К числу факторов риска, которые могут послужить основанием для включения в списки, относятся способность вещества вызывать состояние зависимости; аддиктивный потенциал, т. е. способность вещества оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия или настроения; а также вероятность возникновения проблемы для здоровья населения и социальной проблемы.

Список N1 – группа галлюциногенов (ЛСД, ДМТ и др.), то есть психотропные вещества, обладающие очень опасными свойствами и имеющие сомнительное терапевтическое значение или не имеющие его вовсе. В отношении этих веществ применяются наиболее строгие меры контроля: предусмотрен полный запрет их использования за исключением научных целей и крайне узких и жестко контролируемых – медицинских; специальное лицензирование; заблаговременные разрешения и т.п. Проведение обычных торговых операций с веществами, включенными в Список I, как правило, весьма затруднено.

Список N2 – стимулирующие вещества, злоупотребление которыми может быть широко распространено, но при этом они обладают свойствами, которые позволяют использовать их в общепризнанных терапевтических целях. К этой категории отнесены некоторые стимуляторы амфетаминового ряда, в том числе метамфетамин, амфетамин, метилфенидат и фенетиллин, а также один галлюциноген (фенциклидин) и некоторые седативно-гипнотические средства. Коммерческие операции с этими веществами возможны, хотя эти вещества подлежат строгому контролю.

Власти стран обязаны ежегодно представлять в Международный комитет по контролю над наркотиками статистические данные о количестве изготовленных, экспортированных и импортированных веществ, а также о складских запасах, находящихся у изготовителей веществ, включенных в Список I и Список II.

Список N3 – барбитураты (вещества, обладающие успокаивающим, противосудорожным и наркотическим действием), которые являются предметом злоупотребления, но вместе с тем полезны в терапевтическом отношении. Для веществ, включенных в Список III, не требуется специальных разрешений на ввоз и вывоз. В отношении их учета действуют менее жесткие требования. Власти стран должны представлять Комитету только сводные данные о количестве изготовленных, экспортированных и импортированных веществ.

Список N4 – снотворные, транквилизируюшие и анальгезирующие вещества, которые широко используются как наркоманами, так и терапевтами. В отношении этих препаратов предусмотрен менее строгий контроль. На них, согласно Конвенции, распространяются требования, касающиеся выдачи рецептов в соответствии с научно обоснованной медицинской практикой. Для веществ, включенных в Список IV, не требуется специальных разрешений на ввоз и вывоз. Учетные требования весьма условны и ограничиваются только регистрацией общего количества изготовленных, экспортированных и импортированных веществ.

Контроль над психотропными средствами осуществляют международные органы – Комиссия ООН по наркотическим средствам (United Nations Commission on Narcotic Drugs - CND) и Международный комитет по контролю над наркотиками (International Narcotics Control Board - INCB).

В России оборот психотропных веществ регулируется в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утверждается правительством РФ.

В качестве основных принципов государственной политики в указанной сфере закон устанавливает: государственную монополию на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; государственную поддержку научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании; развитие международного сотрудничества в этой области и др.

Как отметил директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов, в течение 10 лет с момента принятия законодательного акта в федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" не вносилось практически никаких изменений.

Вместе с тем достаточно существенные изменения претерпели правовые нормы, регулирующие отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а также внешней торговли товарами, в качестве предмета которых зачастую выступают прекурсоры (вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ).

18 июля 2009 года был подписан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", который установил более эффективные меры контроля за оборотом прекурсоров в Российской Федерации и ввел дифференцированный принцип их применения.

Законом введены новые понятия "оборот прекурсоров" и "производство прекурсоров". Последнее определяется как "действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений".

Закон дифференцировал меры государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров путем разделения их списка на три таблицы и установления к каждой из таблиц собственных мер контроля: I – особые меры контроля, II – общие меры контроля, III – допускается исключение некоторых мер контроля.

Согласно закону, деятельность по производству, переработке, реализации, приобретению, использованию и хранению прекурсоров, отнесенных к Таблице I, подлежит лицензированию. Ввозить (вывозить) такие прекурсоры вправе только государственные унитарные предприятия в порядке, установленном правительством РФ, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза). Прекурсоры, занесенные в таблицы II и III, вправе ввозить (вывозить) любое юрлицо, имеющее соответствующую лицензию.

В последующие годы список наркотических веществ неоднократно пополнялся.

В 2010 году были внесены в список наркотических веществ и запрещены к обороту ряд компонентов курительных смесей, которые обладают галлюциногенными свойствами.

В 2011 году список наркотических средств, запрещенных в России, увеличился на 200 наименований.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала