Около 550 тысяч потребителей наркотиков официально зарегистрировано в России в настоящее время; в то же время, по экспертным оценкам, эта цифра достигает примерно 2,5 миллиона человек или почти 2% населения, сообщает управление по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН России.
В 1988 г. в рамках ООН был сделан важный шаг в вопросе осмысления стратегии борьбы с незаконным распространением наркотиков. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обязала правительства стран ее участниц контролировать не только оборот самих наркотиков, но и веществ, используемых при их изготовлении.
С 1990 г. Россия стала участницей данной конвенции и приняла на себя обязательство выполнения всех ее требований. В целях их реализации в Российской Федерации принят федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Как отметил директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов, с момента принятия первого российского законодательного акта, установившего правовые основы реализуемой государственной политики в указанной сфере, истек десятилетний срок. В указанный период в федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" до недавнего времени не вносилось практически никаких изменений. Вместе с тем достаточно существенные изменения претерпели правовые нормы, регулирующие отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, а также внешней торговли товарами, в качестве предмета которых зачастую выступают прекурсоры (вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ).
18 июля 2009 г. был подписан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", который призван установить более эффективные меры контроля за оборотом прекурсоров в Российской Федерации и ввести дифференцированный принцип их применения.
Законом вводятся новые понятия "оборот прекурсоров" и "производство прекурсоров". Последнее определяется как "действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений".
Закон предполагает дифференцировать меры государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров путем разделения их списка на 3 таблицы и установления к каждой из таблиц собственных мер контроля: I – особые меры контроля, II – общие меры контроля, III – допускается исключение некоторых мер контроля.
Согласно закону, деятельность по производству, переработке, реализации, приобретению, использованию и хранению прекурсоров, отнесенных к Таблице I, подлежит лицензированию. Ввозить (вывозить) такие прекурсоры будут вправе только государственные унитарные предприятия в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза).
Прекурсоры, занесенные в таблицы II и III, будет вправе ввозить (вывозить) любое юрлицо, имеющее соответствующую лицензию.
Для получения лицензии на ввоз (вывоз) прекурсоров юрлицу необходимо будет получить сертификат (если прекурсор является лекарственным средством) и разрешение.
Организации обязали отчитываться об обороте прекурсоров.
Федеральный закон вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Изменение уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков
Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 г., не устанавливал ответственности за потребление наркотиков и предусматривал наказание за их приобретение и хранение без цели сбыта только в крупном размере (статья 228, часть 1).
Наиболее строгое наказание – от 7 до 15 лет лишения свободы – устанавливалось за сбыт, изготовление, перевозку наркотиков в особо крупных размерах (статья 228, часть 4).
Однако критерии отнесения обнаруженных у задержанного наркотиков к небольшому, крупному и особо крупному размеру не были законодательно определены.
В результате крупным и даже особо крупным размером де-факто признавалось практически любое количество вещества.
На практике для определения "весового" порога уголовного преследования потребителей применялась Сводная таблица экспертных заключений, утвержденная Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) во главе с академиком Эдуардом Бабаяном.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в УК РФ были внесены поправки, которые существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Новая редакция Уголовного кодекса и корреспондирующих статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривала: законодательное закрепление порядка определения размеров наркотиков, обнаруженных в незаконном обороте: крупным размером признавалось количество, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в 10 и более раз, а особо крупным размером – в 50 и более раз. Размеры средних разовых доз утверждались Правительством РФ; исключение уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевозку наркотиков в количестве менее 10 доз и распространение на эти действия административных санкций (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – влекло наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В июне 2007 г. административный штраф был установлен в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Дополнительно в УК РФ была введена статья, устанавливающая ответственность для производителей и сбытчиков наркотических средств и психотропных веществ.
За незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусматривалось лишение свободы на срок от четырех до восьми лет.
Те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, – наказывались лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
За деяния, указанные выше, совершенные: организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения; в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста; в особо крупном размере, – предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Кроме того, в Уголовный кодекс были внесены следующие изменения:
- отмена принудительного лечения от алкоголизма и наркомании в пенитенциарных учреждениях по приговору суда;
- введение за действия, не связанные со сбытом, совершенные в количестве от 10 до 50 доз, альтернативных мер наказания – штрафа и исправительных работ;
- дифференциация изготовления для личного потребления и производства в целях распространения;
- исключение признака неоднократности (т.е. повторной судимости за наркотики) как усиливающего ответственность;
- фактическое исключение нормы о назначении повышенного наказания при рецидиве;
- включение примечания к статье 230 УК, согласно которому деятельность по пропаганде применения инструментов и оборудования в целях профилактики опасных инфекций не рассматривается как склонение к потреблению наркотиков;
- включение примечания к статье 122 об освобождении от уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией в случае добровольного информированного согласия на контакт.
Федеральным законом от 5 января 2006 г. в УК были внесены поправки, согласно которым правительством Российской Федерации утверждается крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ. Статья, наделяющая правительство РФ полномочиями утверждать размеры средних разовых доз, признана утратившей силу.
Материал подготовлен основе информации открытых источников