Закладка сразу двух надводных боевых кораблей - корвета и фрегата -на заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге для Военно-морского флота России стала знаковым событием в новейшей истории России. Даже в советские времена такое происходило крайне редко. Судостроители в этой связи говорят, что флот возрождается, заказы от ВМФ поступают, корабли выходят в серию. Специальный корреспондент Сергей Сафронов встретился с генеральным директором "Северной верфи" Александром Фомичевым, который рассказал о планах корабелов на короткую и дальнюю перспективу.
- Андрей Борисович, расскажите, пожалуйста, о планируемых закладках новых кораблей на "Северной верфи" в этом и последующем годах. Как завод обеспечен заказами?
- На сегодня у нас законтрактовано шесть корветов: два проекта 20385, четыре проекта 20380 и шесть фрегатов проекта 22350, плюс судно спецназначения проекта 18280. Практически все эти заказы можно было видеть не так давно, 1 февраля, когда "Северная верфь" закладывала сразу два корабля - корвет проекта 20385 и фрегат проект 22350.
Если помните, в тот день многие выступавшие, в том числе главнокомандующий ВМФ РФ, отмечали, что впервые в истории советского и российского кораблестроения состоялись две закладки в один день. А то, что событие произошло в присутствии Главкома ВМФ России и командующих флотами - это знак высокого доверия к "Северной верфи".
Ведь случившееся событие - не просто закладка. Она проходила в рамках практических учений командующих флотами по ознакомлению с опытом серийного строительства кораблей ближней и дальней морской зоны. В ходе рабочего совещания главные строители заказов, исполняемых на "Северной верфи", доложили главкому о ходе исполнения ГОЗа по всей линейке кораблей, о подготовке к сдаче кораблей дальней морской зоны - фрегатов проекта 22350, и ближней морской зоны - корветов. Таким образом, сама закладка - это всего лишь один из эпизодов этих учений.
Сегодня можно сказать, что заказчик, в данном случае Главкомат ВМФ, доволен исполнением графика строительства и не имеет разногласий в этом вопросе с заводом-строителем.
- Можно сказать, что фрегат "Адмирал Горшков" в этом году будет передан флоту?
- На сегодняшний день, и об этом было доложено Главкому, строительство фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" на "Северной верфи" идет в соответствии с графиком. Многое в этом процессе связано со сроками внедрения новейшего вооружения и военной техники. Для судостроителей же это своего рода "красная тряпка". Мы не раз заявляли, что ОКРы (опытно-конструкторские работы - ред) необходимо передать под ответственность строителей, тогда можно будет гарантировать сроки их выполнения по каждой поставленной задаче. На сегодня же получается, как у Райкина: "К пуговицам претензии есть? Нет"...
Завод за свою часть постройки корабля ответственность несет в полном объеме, а что касается выполнения ОКРов, то это вотчина Минобороны. Мы ее не контролируем и, соответственно, не несем никакой ответственности, в том числе и по срокам исполнения. Это действительно проблема, и она еще будет обсуждаться.
- Понятно, что из-за поставщиков и доработки проекта могут быть задержки. Но все же, можно говорить о каком-то сроке сдачи фрегата?
- У нас оговорен срок - обеспечить сдачу корабля по гособоронзаказу в 2012 году. "Северная верфь" - единственное предприятие судпрома России, получившее государственную гарантию и открывшее кредитную линию по финансированию постройки фрегата. Госгарантию мы получили 31 декабря, а первые деньги по ней пришли 13 января 2012 года.
Но, учитывая, что это все-таки деньги 2011 года, которые, по идее должны были бы быть на предприятии несколько раньше, понятно, что определенные проблемы с оплатой поставок присутствуют. В данном случае спасибо Сбербанку, что хотя бы это дали.
- На основе чего строятся взаимоотношения завода с заказчиком - министерством обороны?
- "Северная верфь" является главным серийным строителем кораблей первого и второго рангов. Это результат нашего многолетнего сотрудничества с министерством обороны и главкоматом ВМФ.
И здесь хочу отметить, что в прошлом году "Северная верфь" - единственное из всех судостроительных предприятий страны, исполняющих заказы Минобороны, кто не имел проблем с подписанием контрактов по гособоронзаказу и определением объемов финансирования. Вы помните, что эти скандалы затихли только в начале ноября, но мы в них ни разу не участвовали. Контракты мы получили в мае, цену согласовали и подписали в июне, причем заказы для нас прибыльные.
- Есть информация, что летом ко Дню ВМФ на заводе будет заложен еще один фрегат. Даже название есть - "Адмирал Юмашев". Планируется такое событие?
- Обсуждать название корабля до выхода приказа главкома, и, соответственно, до оформления чертежа на закладную доску проектантом, в данном случае Северным ПКБ, я не могу. Могу лишь сказать, что закладка следующего фрегата будет происходить в полном соответствии с государственным заказом в этом году.
- Чем отличается усовершенствованный корвет проекта 20385 от предшественников? Почему возникла необходимость модернизации проекта?
- На дворе XXI век, все стремительно меняется. Устаревание элементной базы происходит в течение 2-3 лет. Вооружение и военная техника меняются приблизительно в те же сроки. Корабль проекта 20380 создавался в 1990-е годы, с момента его создания прошло уже 20 лет и понятно, что назрела необходимость в модернизации, причем коренной модернизации для соответствия требованиям XXI века. В усовершенствованный проект заложены совершенно новые идеи, особенно в части систем вооружения и военной техники, комплекса связи и т.д. Это корабль, который развивает идеи корабля XXI века. Особенно наглядно это было видно на Дне ВМФ в прошлом году, когда в параде на Неве участвовал корвет "Сообразительный" - второй корабль проекта 20380. И хотя головной корвет этого проекта, "Стерегущий", был сдан флоту в 2007 году, а "Сообразительный" - всего четырьмя годами позже, разница между ними значительная, даже по внешнему облику. Изменилось и вооружение, при этом хочу отметить, что и проектант, и заказывающее управление, и "Северная верфь", конечно же, исполнили требования Минобороны по установке новых систем вооружения на корвет с опережением сроков.
- А в проект фрегата не будут вноситься новые изменения и усовершенствования? Будет, например, новый проект 22355?
- Все зависит от решения заказчика. В нашем случае такие вопросы решаются прежде всего министром обороны и Главкомом ВМФ. Именно они определяют идеологию проектирования кораблей, их развития и строительства тех или иных проектов. По модернизации фрегата решение было принято первым заместителем министра обороны. "Северная верфь" в обсуждении проекта участвовала и свои интересы отстаивала. Мы не поддержали некоторые спорные вопросы, в частности, по закупкам иностранного оборудования. Обычно же решения о модернизации проекта принимаются после отработки головного образца.
Что касается корветов, мы были согласны с Минобороны по вопросу закупки зарубежного оборудования. Более того, мы были одними из сторонников такого решения, развивали эту тему и пытались внедрить ее еще раньше.
- То есть на новых корветах будет уже какое-то количество импортного оборудования?
- Это вынужденная мера. В свое время была продолжительная дискуссия, в том числе и в прессе, по использованию дизельных двигателей MTU. К сожалению, к российским дизелям и движительному комплексу в целом есть претензии по гарантийному обслуживанию, нарекания по работе, уровню шума, по специальным показателям, которые определяют жизнедеятельность корабля. Все эти вопросы производителями двигателей в установленные сроки не были отработаны. Эти проблемы поднимались и на защите проекта головного корвета - но представителей поставщиков почему-то не было. "Северная верфь" была, свои интересы отстояла и свою позицию подтвердила доказательно. Все наши замечания были приняты и первым замминистра обороны, и проектным бюро. Почему на этом обсуждении не было поставщиков движительного комплекса, которые могли так же отстоять свои интересы перед первым заместителем Минобороны, не знаю.
- Андрей Борисович, расскажите об экспортных заказах "Северной верфи" - на ремонт и строительство новых кораблей.
- В рамках ВТС мы не ведем самостоятельной внешнеэкономической деятельности, только через государственного посредника - Рособоронэкспорт. Все договора заключены с ним, и всю деятельность по ним ведет Рособоронэкспорт.
- А завод на экспорт работает?
- Завод работает, причем работает хорошо. Это подтверждается хотя бы тем, что при попытке изменить исполнителя по алжирским заказам, а был и такой вариант, от алжирских партнеров поступила информация, что они предпочитают работать именно с "Северной верфью". Заказчик удовлетворен как качеством, так и сроками исполнения работ. На сегодняшний день есть решение о ремонте третьей пары алжирских кораблей, что говорит о стабильности и хорошем отношении к нам данного заказчика.
- Сориентируйте по срокам, когда будет сдана сегодняшняя, уже вторая по счету, пара кораблей и завод приступит к работам над следующей?
- Два этих корабля (сторожевой корабль проекта 1159 и малый ракетный корабль проекта 1234Э - ред) будут готовы в полном соответствии с контрактом летом этого года. О сроках готовности следующей пары пока говорить рано - корабли должны прибыть на завод только летом. Сейчас по ним мы подписываем комиссионное соглашение.
- Завод давно и плодотворно работает на экспорт по гражданским заказам.
- Да, на сегодняшний день мы активно сотрудничаем с норвежским заказчиком. "Северная верфь" - единственное в Российской Федерации предприятие, которое строит "под ключ" и поставляет на экспорт, причем в Европу, оффшорные суда (суда снабжения морских буровых платформ). "Северная верфь" обеспечивает полный цикл строительства таких судов, причем мы строим высокотехничные суда. И я не знаю в России других предприятий, которые строят суда на экспорт на таких же условиях.
- Почему вы пошли в эту нишу? Ведь это сложное производство и высочайшие требования по качеству на всех этапах строительства?
- Потому и пошли, что это очень сложные суда, которые наиболее приближены по своему технологическому циклу к боевым кораблям. Основное отличие строительства гражданского судна от военного корабля - большой объём корпусных работ и малый объем достроечных. У военных все с точностью наоборот: строительство корпуса занимает небольшое время, а достройка и установка вооружения и связных с ним систем - очень продолжительное время.
Для норвежского заказчика мы строим под ключ суда обеспечения нефтяных платформ. Это высоконасыщенные в техническом плане суда, одни из наиболее сложных среди судов гражданского флота.
Первым заказом у нас прошло судно-спасатель. Кстати, мы суда такого проекта предлагали Минобороны в качестве спасателя и докладывали, что его можно применять и в российском флоте - как в гражданском, так и военном.
По второму контракту мы строили специализированное судно, которое предназначено для обеспечения практически всех видов ремонтных работ и транспортировки всего, что нужно для ремонта нефтяных платформ. Этот заказ в техническом плане оказался для нас сложнейшим. На нем присутствовали и движители-азиподы, и система позиционирования на точке с точностью до нескольких сантиметров при волнении моря до 6 баллов. Последней мы особо гордимся - "Северная верфь" впервые в России такую систему сделала и сдала заказчику. Это судно мы передали норвежцам также в прошлом году.
- Каковы перспективы продолжения работ по этому направлению?
- По третьему заказу запланировано подписание контракта в феврале. Это будет судно обеспечения, ориентировочно около 4000 тонн дедвейтом, чуть более 70 метров длиной.
- Сколько по времени займет строительство такого судна?
- Около двух лет.
- Как заявил адмирал Высоцкий, ведутся проектные работы по созданию крупного корабля океанской зоны класса эсминец. Сможет ли "Северная верфь" построить эти корабли?
- Конечно, наш завод сможет работать на перспективу. Есть у нас и планы развития предприятия. Мы уже расширили ширину пролетов эллинга с 24,5 до 27,5 метра, максимальная длина эллинга - 180 метров. Теперь можно строить хоть крейсер. В советские времена мы строили два корабля первого ранга в год, сейчас можем обеспечить такой же темп строительства и дополнительно строить еще суда для гражданских заказчиков.
- Что предпринимается еще в плане модернизации производства?
- Не так давно мы получили от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешение на право проведения работ в области использования атомной энергии. Теперь "Северная верфь" имеет возможность работать с ядерными энергетическими установками. Мы получили свидетельство на осуществление такого производства и готовимся, в том числе и по команде Главкома, к исполнению новых перспективных заказов в полном соответствии с госпрограммой вооружения и гособоронзаказом. Начинаем с малого - отрабатываем возможность изготовления оборудования для наземных атомных электростанций, арматуры и трубопроводов.
- В конечно счете речь идет о строительстве кораблей с ЯЭУ?
- Раз мы сертифицировались, значит, готовимся. Если в это вложены деньги и проведена сертификация завода, если многие специалисты, в том числе и я, получили персональные сертификаты, значит все это сделано не просто так....