Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Шум вокруг агитационного видеоролика в исполнении Чулпан Хаматовой заставил многих говорить о том, что традиционные СМИ идут на поводу у социальных сетей и блогосферы. Последние все активнее претендуют на роль четвертой власти, формируя повестку дня и конкурируя в этом с профессиональными средствами массовой информации.
Традиционные СМИ охотно цитируют сетевых авторов и используют как информационные поводы громкие скандалы в интернете, свидетельствует исследование, опубликованное порталом public.ru.
Социальные медиа побеждают в борьбе за умы и сердца аудитории? Эксперты полагают, что не все так однозначно.
Тятя, тятя, наши соцсети…
Информационный пожар в СМИ разгорелся после того, как блогеры заподозрили известную актрису, призвавшую голосовать за Владимира Путина, в том, что на нее оказали давление. И якобы она сделала это, чтобы не лишить финансовой поддержки свой благотворительный фонд "Подари жизнь".
Не пытаясь оценить корректность подобных подозрений и моральную сторону ситуации, констатируем факт: после того, как полыхнула блогосфера, журналистам ничего уже не оставалось, как активно подключиться к делу. В результате за эти дни написан уже не один десяток статей и снято немало телевизионных сюжетов на тему "Хаматова и ее личный выбор".
Как свидетельствует исследование public.ru, частной информационно-аналитической компании, отслеживающей тенденции в российских СМИ, в 2011 году динамика цитирования в средствах массовой информации материалов блогосферы резко изменилась – в сторону увеличения. Если в 2010-м упоминаний было более 62 тысяч, то в 2011-м перевалило за 120 тысяч. Практически двукратное увеличение!
В исследовании приводятся и наиболее громкие тренды Рунета-2011, которые привлекли внимание средств массовой информации. Первое место занимают события, связанные с Химкинским лесом (7 тысяч упоминаний в прессе). На второй строчке – деятельность "Синих ведерок" (российского общественного движения, организовавшегося в Живом Журнале), члены которого активно протестуют против использования высокопоставленными чиновниками проблесковых маячков на автомашинах (3247 упоминаний).
На третьем месте по упоминаниям – "Роспил", антикоррупционный проект Алексея Навального (2242). Навальный, кстати, с большим отрывом лидирует в таблице самых цитируемых за прошлый год отечественных блогеров – 7907 раз.
Нетрудно заметить, что виртуальную общественность в первую очередь волнуют общественно-политические процессы в России. Для сравнения: прошлогодний террористический акт в Домодедове занял лишь 7-е место в списке наиболее громких событий блогосферы.
Авторы исследования констатируют, что "многолетняя монополия СМИ на формирование, распространение, фильтрацию контента и анализ информации окончательно разрушена". По их мнению, социальные сети и блогосфера задают более высокие темпы информационного потока.
Свежий опрос ВЦИОМа свидетельствует о том, что, по сравнению с 2010 годом, число наших сограждан, зарегистрированных в соцсетях, выросло больше, чем в полтора раза, и к настоящему моменту составляет 82% от всех российских пользователей интернета.
Конкуренция за точку входа
Означает ли все это, что мы вот-вот станем свидетелями смерти традиционных СМИ в привычном виде, и на смену тысячам журналистов придут миллионы блогеров и прочего сетевого люда? Эксперты не склонны драматизировать ситуацию, хотя и признают, что социальные медиа довольно серьезно теснят радио, газеты, журналы и телеканалы.
Журналист и интернет-менеджер Антон Носик, который фигурует в исследовании public.ru как блогер № 2 по цитируемости, объясняет свою популярность (950 упоминаний) тем, что комментарии у него журналисты берут не столько как у обладателя виртуального дневника, сколько в качестве интернет-эксперта.
В беседе с обозревателем РИА Новости Носик подчеркнул, что наступление социальных медиа на позиции традиционных СМИ есть общемировая тенденция, и Россия здесь не исключение. "Это созвучно аудитории, потому что блогосфера – не только источник получения информации, но и площадка для открытой дискуссии", – подчеркнул Антон Носик. При этом он отметил, что люди быстрее социализируются в глобальной Сети, чем в оффлайне.
По мнению вице-президента гильдии издателей периодической печати России Василия Гатова, средства массовой информации, представленные в Сети, стремительно теряют монополию на точку входа. Пользователь, входя в интернет, теперь начинает поиск интересной ему информации не с сайта газеты или телекомпании, а с собственной френд-ленты, где, по рекомендациям знакомых, читает ту или иную статью или смотрит какой-то заинтересовавший его телерепортаж.
Гатов подчеркнул, что в результате СМИ "перестают влиять на свою аудиторию и дарят влиятельность совершенно не заслуживающему это "Фейсбуку".
Картина дня против круга тем
Медиа-аналитик, руководитель Школы эффективного текста Андрей Мирошниченко отмечает, что, помимо оперативности, у социальных медиа есть и другие преимущества. Он рассказал РИА Новости, что "блогосфера способна проводить аналитические расследовательские работы. И хотя считается, что качество расследовательской журналистики в традиционных СМИ выше, в действительности это уже не так. В блогосфере коллективная экспертиза более качественна. В силу политических причин она более всеядная и смелая".
Вместе с тем, у СМИ пока еще есть ряд преимуществ. Например, то обстоятельство, что, в отличие от блогера, журналист работает в конкретных рамках конкретного закона и несет ответственность за любую переданную им информацию и за любое опубликованное слово.
А стало быть, продолжает пользоваться доверием значительного числа людей и влиять на формирование в обществе той или иной точки зрения на проблему. К профессиональным СМИ гораздо больше прислушиваются люди во власти, политико-экономическая элита.
"Еще одно важное преимущество старых медиа – это формирование целостной информационной картины дня, подаваемой для читателя/потребителя в определенном шаблоне: политика, экономика, общество, культура, происшествия, спорт", – отмечает Мирошниченко. В то время как социальные медиа предлагают пользователю пусть и интересный, но узкий круг тем.
Василий Гатов, впрочем, скептически относится к тому, что за проверкой информации читатели, как правило, обращаются к СМИ. По его мнению, "никакой гарантии, что это долго продлится, нет".
Андрей Мирошниченко считает, что традиционными СМИ легче манипулировать, потому что они более уязвимы. У них есть здания, редакции, фонды. По его словам, "интернетом же можно манипулировать ровно в той степени, в какой можно манипулировать обществом.
И в целом, достоверности в социальных медиа больше, чем в традиционных. То есть блогер может врать, но блогосфера в целом не врет".
Пчелиная сущность блогосферы
Есть и другая точка зрения. В беседе с обозревателем РИА Новости главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак признался, что не видит повода для грусти. По его словам, тираж печатного издания и количество подписчиков увеличиваются, а не уменьшаются.
"Никакие блогеры с контентом качественного издания сравниться не могут", – резюмировал собеседник агентства. Вместе с тем, в будущем главная угроза традиционным СМИ ему видится в формировании интернетом нового типа аудитории.
"Это читатель с усеченным мышлением, который привык выхватывать новости. Это человек более быстрый, более поверхностный, очень настроенный на визуальный ряд", – отметил Лошак.
Его коллега, главный редактор газеты "Округ" Владимир Скоробогатько, считает, что традиционные СМИ в России будут востребованы еще много лет.
По его мнению, "в такой огромной стране есть уголки, куда не ступала нога интернета, и печатная пресса востребована там намного больше, чем новые медиа, которые трудно находят дорогу к широкой аудитории".
Такое положение дел сохранится, как считает Скоробогатько, еще лет 30-40 и потому он с большим скепсисом относится к прогнозам о скорой смерти традиционных СМИ.
Что же касается блогеров, то главному редактору "Округа" они напоминают пчелиный рой. "Я не считаю, что блогофера в ближайшее время может приобрести некое единое разумное начало", – подчеркнул Скоробогатько.
Что же ждет нас в будущем? Видимо, симбиоз форматов. "То, что я называю ульевыми медиа, когда редакционная вертикаль совмещается с блогерской горизонталью. Такой синтез дает интересные продукты уже сейчас: sports.ru или проект РИА новости "Ты – репортер", – полагает Мирошниченко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции