Ирина Прохорова, главный редактор журнала "Новое литературное обозрение" стала очередным гостем спецпроекта "Московских новостей" блог-шоу "12 рассерженных избирателей". Речь пошла не о ее брате, кандидате в президенты Михаиле Прохорове, а о том, что такое интеллигенция и как строятся ее отношения с властью. Интеллигенция – явление временное, она исчезает, как только появляется гражданское общество, считает Прохорова.
- Мы можем говорить о том, что сейчас в стране появилась новая интеллигенция?
- Проблема определения интеллигенции встает на каждом витке истории, в каждом поколении. Интеллигенция как само понятие, которое трудно охарактеризовать, но все понимают, о чем идет речь, появляется в XIX веке, после реформ Александра II. Если мы посмотрим на историю России, то увидим, сам феномен интеллигенции – это зарождение гражданского общества в стране, где нет политических свобод и инициатив, возможности независимой инициативы в любой сфере. В советское время интеллигенция объединялась вне зависимости от профессиональной деятельности на той площадке, где можно было объединиться – культура, литература, вырабатывалось другое поведение, другая система ценностей. Это была попытка построить открытое общество в стране с традицией тирании, самодержавия, а потом и тоталитаризма. Сопротивление и развитие общества шло через этот "кодекс интеллигенции". Вспомните песни Высоцкого, Окуджавы – они пели о личном пространстве, любви, гуманности. Недаром разговоры о кризисе интеллигенции начались в 90-ые годы, когда началось структурирование нормального гражданского общества. Проблема в том, что мы опять заговорили об интеллигенции, я боюсь, что за последние десять лет социальное поле зачистилось настолько, что люди потеряли возможность свободно действовать.
- Значит, интеллигенции как таковой в странах развитой демократии нет?
- Если мы посмотрим историю XX века в странах, где общество было подавлено, там тоже появляется прослойка людей, которые очень похожи на интеллигенцию. Это люди, которые исповедуют другие ценности. Если мы сейчас посмотрим историю с Химкинским лесом, с "синими ведерками" - это и есть акции гражданского общества, эти акции идут снизу. Мы видим, как мы заново пытаемся построить гражданское общество, интеллигенция не просто перестает существовать, эти люди просто занимают свои ниши.
- Получается, интеллигенция – это явление временное? Появляется протестный электорат, а потом интеллигенция исчезает?
- Протестный электорат совсем не обязательно должен быть интеллигенцией. Мы говорим о другом – появляется огромное количество людей новых профессий, они хотят жить в другом обществе – свободном, открытом, демократическом, они хотят работать в разных сферах, быть инициативными. А среда им этого делать не дает, поэтому им приходится довольствоваться очень узким спектром.
- Вежливость – один из критериев, признаков интеллигенции? Многие отмечали, насколько вежливо вели себя участники митингов на Болотной и Сахарова...
- Критерий другой. Люди, которые вышли на манифестации, вышли не требовать хлеба и колбасы, они вышли требовать достоинства. Это униженное достоинство и рождает агрессию и хамство. Люди, пришедшие на митинги, обрели достоинство, и эта раскрепощенность дает людям возможность вежливости, это важный фактор. Да, там царила совсем другая атмосфера, даже милиционеры были вежливые. Это говорит о том, что в открытом, демократическом обществе снимается большое количество проблем, в том числе и хамство.
Полную версию интервью читайте на сайте "Московских новостей"