Индира Валеева, РИА Новости.
В последние месяцы политика в России стала интересовать даже школьников. Молодежная редакция РИА Новости решила узнать у победителей Всероссийской олимпиады по обществознанию 2011 года, какие реформы сегодня нужны российской молодежи. Ответы мы поделили на несколько основных тем: образование, жилье, армия и государство.
Образование
Тема, которая волнует старшеклассников и студентов младших курсов больше всего - образование. Причем школьное, поскольку с вузовским они либо еще не знакомы совсем, либо только начинают его получать. Взгляды олимпиадников на проблемы среднего образования оказались удивительно схожими. Практически все они говорят о том, что ученики должны иметь право самостоятельно выбирать предметы для изучения. "Я считаю, что школа должна стараться подстраиваться под учеников, а не наоборот", - уверена Анастасия Миннулина, ученица школы № 7 города Стрежевой Томской области.
Но даже самые способные и организованные старшеклассники считают, что злоупотреблять свободой выбора не стоит. "Я поддерживаю нынешнюю идею дифференциации учебного плана, но считаю, что обязательных предметов в нем должно быть больше. Непременно все должны изучать русский язык и естествознание, даже те, кто не интересуется физикой и химией", - говорит Артем Рыжов из гимназии №39 в Уфе. Он не согласен с Настей в том, что "у школьников очень много обязанностей, но нет почти никаких прав и выбора". По его мнению, "ученики в школах существуют очень вольготно, и даже профиль обучения они могут выбирать сами". В школе Артема старшеклассники учатся в специализированных классах - физико-математическом, гуманитарном, социально-экономическом или химическом. Но ученик уфимской гимназии отмечает, что профильное образование в школах слишком поверхностное. "Нам нужны узкоспециализированные предметы, и их должны вести преподаватели вузов".
Дифференцированный подход, когда каждый школьник сам выбирает себе учебную программу, активно применяется в западных школах. В начале 2011 года был разработан законопроект о введении в России подобной системы, но, в случае его одобрения, реформа будет введена ближе к 2020 году. Студентка первого курса философского факультета ВШЭ Ксения Андрющенко считает, что преимущество западного школьного образования в его способности к гибкости и самообновлению
Все участники школьных олимпиад делают особый упор на необходимость развития творческих навыков школьников. Ученик новокузнецкой гимназии № 59 Илья Сапунов выступает за более активное развитие олимпиадного движения. Он утверждает, что талантливую молодежь необходимо поддерживать еще больше. "На ней и будет держаться будущее страны", - вполне резонно сообщает Илья. Первокурсница Ксения Андрющенко видит возможность творчества в практических проектных заданиях, которые школьники выполняли бы самостоятельно в рамках учебной программы.
Уфимский школьник Артем Рыжов считает, что место творчеству есть даже в ЕГЭ. " Это чудесное изобретение, единственный минус ЕГЭ в том, что задания слишком легкие", - восклицает отличник и олимпиадник. "Я считаю, что нужно усложнить уровень заданий, но при этом разрешить школьникам пользоваться техническими средствами и справочниками с формулами. В современной науке ни один математик не будет полагаться только на свою память, не используя технические средства и интернет. Сейчас экзамены проверяют не то, как ты думаешь, а то, как ты выучил и запомнил. Это неправильно. Для объективной проверки способностей ученика нужны развернутые ответы. На самом деле уже сейчас творческую часть ЕГЭ стали увеличивать. С прошлого года в вариантах по математике и обществознании стало гораздо меньше заданий с вариантами ответов и добавились задания, в которых ученик должен сам написать решение".
Олимпиадники - это лишь малая часть школьников. Возможно, основной части учеников увеличение творческих заданий только добавит хлопот. Но с такими студент первого курса ИСАА МГУ Никита Поверинов предлагает бороться радикально: "Нужно ввести в школах обязательное собеседование для распределения детей с разным уровнем подготовки и способностей по разным классам. Сам я учился в благополучной школе, но во многих других детей, которые хотят учиться, травят одноклассники, отбивая у них желание заниматься". Также Никита считает, что необходимо ужесточить условия исключения ребенка из школы, "сопровождая отчисленного соответствующей характеристикой, затрудняющей повторное поступление в школу".
Все участники олимпиад выступают за повышение уровня школьного образования и престижа учительской профессии. "Зарплату учителям надо повысить хотя бы до 30 тысяч рублей, особенно в сельских школах. Вот, например, я бы пошел работать учителем, мне это очень интересно, мне нравится работать с детьми, но я не проживу на эти деньги, поэтому приходится выбирать другую профессию", - признается Артем Рыжов, который собирается изучать уголовное право или рекламное дело. Хотя низкую зарплату Артем считает не единственным недостатком учительской профессии. "Кругозор многих учителей очень узкий, они не знают, как строится процесс образования в других школах. Я считаю, что необходимы государственные программы по обмену учителей, чтобы они могли посещать школы в других городах и в загранице".
Анастасия Миннулина из Томской области считает, что нужно активнее использовать возможности компьютера при обучении. Она выступает за введение электронных уроков, которые школьники изучали бы дома, а время занятий в школе освобождалось бы для творческой работы. Анастасия даже предлагает конкретные способы реализации такой идеи: "В Америке есть проект www.khanacademy.org, на котором собраны записи нескольких тысяч лекций по совершенно разным предметам. Некоторые американские школы стали сотрудничать с этим проектом и использовать его лекции в обучении школьников".
О будущем трудоустройстве старшеклассникам рассуждать еще сложно, но недостаток практических знаний некоторые из них ощущают уже сейчас. По мнению Анастасии Миннулиной, для правильной профориентации и подготовки к будущей профессии школьникам необходимо общение с профессионалами из разных областей: "Нужно проводить встречи школьников с людьми, задействованными в разных сферах, например, в бизнесе. Плюс к этому, можно было бы подготовить брошюры, в которых эти люди рассказывают об особенностях своей сферы деятельности и профессии. Проблема в том, что школьники общаются только с учителями, потом, когда они поступают в вузы, с преподавателями, но ведь это люди, которые рассказывают не о практических, а об академических вещах".
Никита Поверинов, который сейчас учится на первом курсе МГУ, задумывается уже о магистратуре: "Необходимо оставить хотя бы несколько бесплатных мест в магистратурах вузов, поскольку среднестатистический студент не в состоянии оплатить свое обучение там". Вторая проблема студенчества, с которой столкнулся Никита - размер стипендии. Он считает, что стипендия для всех студентов должна быть поднята до прожиточного минимума.
Жилье
Как считает гимназист Артем Рыжов, ответственность за высокие цены на жилье лежит не на государстве. "От правительства и президента это зависит меньше всего, государство не должно вмешиваться в эти вопросы. Единственное, что оно может сделать - сдавать квартиры на льготных условиях по договору социального найма. Хотя, это не решение проблемы, ведь в результате людям все равно нужно будет приобретать квартиры". Никита Поверинов, наоборот, разработал целую программу решения "квартирного вопроса". Преимущество в получении ипотечного жилья по наиболее низким процентам, по мнению Никиты, должно быть у коренных жителей города и у людей, имеющих российское гражданство. Также студент считает, что в рамках жилищного вопроса необходимо возрождать деревню, открывая в селах производственные объекты среднего масштаба. Это, по мнению Никиты, не только позволит создать новые рабочие места и обеспечит людей жильем, но и частично "разгрузит" города от промышленных выбросов.
Подробнее о новостях недвижимости >>
Армия
Взгляды на армию у отличников тоже разошлись. Артем Рыжов выступает за увеличение срока обязательной военной службы, но отмечает, что в нынешней ситуации этого делать нельзя, потому что положение военнослужащих очень плохое. "Если меня призовут в армию, то я пойду. Конечно, мне не очень хочется, но это моя конституционная обязанность". Никита Поверинов, наоборот, выступает за контрактную армию, но считает, что в случае отмены обязательной службы, необходимо раз в несколько лет проводить военные сборы мужчин мобилизационного возраста. Для этого всем работникам, в том числе и коммерческих организаций, должны выделяться дополнительные оплачиваемые отпуска. К тому же студент считает, что расходы на военную технику надо значительно увеличить для создания новых типов вооружения.
Государство
Несмотря на то, что большинство опрошенных моложе 18 лет и в предстоящих выборах участвовать не могут, у некоторых уже сложилось мнение по поводу того, что необходимо сделать новому президенту и правительству.
"Президент должен быть ближе к народу, чтобы он лучше понимал проблемы своей страны. Получается так, что когда человек занимает высокий пост, то видит вокруг себя только людей определенного круга, и у него нет представлений о том, что творится за его пределами. Нужно больше общаться с людьми, особенно в интернете, прислушиваться к тому, что они пишут. Я знаю, что у многих наших политиков, и у президента в том числе, сейчас есть блоги, но я считаю, что они не всегда обращают внимание на высказывания людей", - полагает Анастасия Миннулина.
Например, одна из проблем, на которую высокопоставленным чиновникам не мешало бы обратить внимание - стремление молодежи уехать из страны. Илья Сапунов из Новокузнецка считает, что помочь этому может улучшение качества образования и усиление поддержки молодежи со стороны государства. "Если государство будет заботиться о молодых людях, то это вызовет у них ответную реакцию, и уезжать из страны никому не захочется". А Ксения Андрющенко говорит, что патриотизм смогло бы воспитать развитие туризма по России для школьников и студентов. "Если бы государство финансировало поездки учащихся в другие субъекты РФ, это помогло бы преодолеть ощущение разрозненности субъектов и укрепить чувство единства".
Елена Зверева из Сосногорской школы №1 считает, что государство должно повышать культурный уровень страны, особенно молодежи. Хотя уровень образования и культуры самой власти тоже не мешало бы повысить: "Руководителям страны нужно чаще оглядываться на историю и учиться на ошибках нашей и других стран", - советует Лена.
Как известно, школьники не остались в стороне от массовых протестов этой зимы. Несмотря на несовершеннолетний возраст и заботы о поступлении в университет, одиннадцатиклассники сегодня интересуются политикой. "Следует двигаться дальше к демократизации, - считает Илья Сапунов. - Государство должно устраняться от власти, оказывать меньшее влияние на такие сферы, как экономика. Стране необходимы новые социальные лифты, у всех людей должны быть равные возможности для самореализации".
Но далеко не все школьники рвутся на митинги, куда министерство образования их не пускает под предлогом экстренных контрольных по субботам. "Я не разделяю мнения людей, которые выходят на антипутинские митинги. Две пожилые женщины на одном из протестных митингов в Уфе даже не смогли мне объяснить, зачем они пришли и против чего они выступают. А молодежь, которая размещает у себя в социальных сетях антипутинские лозунги, считает себя политически активной, но это не является настоящей гражданской деятельностью, ведь эти лозунги ничего не меняют в реальной жизни".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции