Рейтинг@Mail.ru
Лапков: большинство школ могут стать лицеями - РИА Новости, 15.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лапков: большинство школ могут стать лицеями

© Фото : георгий андреевРепортер 1 сентября Вологда
Репортер 1 сентября Вологда
Читать ria.ru в
Дзен
Результаты исследования, представленные в рейтинге школ повышенного статуса восьми регионов России, подготовленном РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», показали, что учебные заведения из небольших российских городов могут успешно конкурировать со школами мегаполисов. О роли школ повышенного уровня в системе российского образования рассуждает в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор лицея № 6 «Перспектива» Красноярска, кандидат педагогических наук, лауреат конкурса «Директор школы - 2010» Алексей Лапков.

Результаты исследования, представленные в рейтинге школ повышенного статуса восьми регионов России, подготовленном РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», показали, что учебные заведения из небольших российских городов могут успешно конкурировать со школами мегаполисов. О роли школ повышенного уровня в системе российского образования рассуждает в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор лицея № 6 «Перспектива» Красноярска, кандидат  педагогических наук, лауреат конкурса «Директор школы - 2010» Алексей Лапков.

- Алексей Викторович, нужна ли независимая оценка школ ученикам, родителям, чиновникам от образования?

- Безусловно, нужны независимые оценки, рейтинги. Другой вопрос, насколько сильно они помогут родителям сориентироваться, в какую школу отдать своего ребенка, помочь им в выборе. Думаю, что для этого региональный рейтинг более полезен, чем федеральный. Ведь если даже красноярские родители узнают, что в Самаре есть хорошая школа, это вряд ли поменяет ситуацию. Опыт показывает, что родители стремятся выбрать для ребенка либо очень хорошую школу в своем городе, либо ту, что находится в шаговой доступности от дома. Все школы, которые в него попали, не испытывают проблем с набором.

Независимая оценка нужна не столько для конкретных родителей, которые отдают ребенка в школу, сколько для оценки родительским сообществом тех достижений, которых может добиваться школа, для понимания и участия в том, что делает образовательное учреждение.

Второй момент: такая оценка важна для того, чтобы на уровне Федерации можно было иначе расставлять акценты в системе дополнительного финансирования школ, участия их в грантовых проектах. Сейчас все школы  финансируются по одному и тому же принципу - минимального бюджетирования. Один ребенок «стоит» для школы столько-то, и эта сумма, цена оказания ему муниципальной образовательной услуги, раскладывается по нескольким статьям: на заработную плату, на обеспечение образовательного процесса и так далее. Но при этом часть школ выполняет некий минимум, стандарт, а другая часть выкладывается по максимуму. Так что в услугах имеется «вилка», а финансируется всё одинаково. Я считаю, и мы обсуждаем это в Красноярском крае, что было бы неплохо как-то поддерживать школы-лидеры, которые абсолютно очевидны, которые могут осуществлять что-то сверх стандарта. Для этого независимый рейтинг - это очень важный инструмент.

- Каким образом можно сравнить школы между собой?
- Это сложный вопрос. Образовательные учреждения неоднородны, поэтому они и достигают неоднородных результатов. Думаю, что оценку нужно вести в рамках того или иного направления. Государственных направлений сейчас несколько: «Наша новая школа», включающее в себя такие направления, как

«Одаренные дети» и так далее, но школа может задать и собственный «тренд» (правда, не факт, что он будет воспринят). Это универсальные стратегические вектора, которые задаются и которые нужно отслеживать.

 

- Как можно оценивать учебные результаты? И школу - по этим результатам?
- Я уверен, что результаты можно оценивать компетентностно. Нужно изменять принципы оценки в сторону компетентностей - того, как человек умеет применять знания. Но у министерства образования и науки РФ большая головная боль: как это сделать? Ведь компетентностные результаты не могут оцениваться с помощью традиционных тестов. Они могут оцениваться, например, в кейсовой форме. Нужно не выбирать из текста ответ «а», «б», «в», а суметь применить информацию из этого текста для чего-то.

 

Школы традиционно оценивали по проценту поступления в вуз. Но сейчас это совершено не валидный показатель, потому что поступление в вуз сейчас сильно зависит и от финансового состояния родителей, и, так скажем, уровня связей. До тех пор, пока мы не найдем способа увязать это волшебное трио: школа, учебное профессиональное заведение и работодатель - в линейку, мы не сможем создать надежного инструмента для оценки  школ с точки зрения профессиональной определенности выпускников. А пока вузы учат по старинке, школы готовят к ЕГЭ, а работодатели ворчат про то, что приходит молодежь, которая хочет денег, но не хочет работать. Работодатель требует компетентностные вещи: специалист должен уметь вот это, вот это... А он говорит: «Нет, у меня по этому предмету пять в зачетке - значит, я хороший».

- Какое место занимают продвинутые школы в российской образовательной системе?

- Очень важное, мне кажется. «Элитные» школы, школы для одаренных детей, есть во многих странах: в Англии, в Америке… В Нью-Йорке четыре такие школы, в них особые программы, и туда невозможно попасть ни за какие деньги, финансовый статус родителей не важен. Это правильно, важно и нужно. Ведь не все дети одаренные. Недавно звонит мама девочки из соседней школы: «Вы знаете, у меня дочка четвертый класс заканчивает. Мы в первый класс к вам не сумели попасть. А сейчас у нас такие-то и такие-то достижения, а у вас программа "Одаренные дети"… В нынешней школе ребенку скучно». Вот когда наше образование поднимется до финского уровня, когда в исследовании PISA нас будут ставить на первое место, тогда, может быть, мы и сможем эту «хорошесть» выравнивать на всех и отказаться от продвинутых школ. А на нынешнем этапе их существование оправданно.

- Четыре школы повышенного статуса на 15-миллионый Нью-Йорк. А в России такое же процентное отношение лицеев и гимназий к остальным школам?
- Нет, конечно. Вот возьмем Красноярск. Миллион населения, 120 школ, из них 15 гимназий и 12 лицеев. На повышенный статус заявляется от 20 до 25% школ.

- Для кого предназначена школа повешенного статуса? Для тех, кто первый успел подать документы первого апреля? Для одарённых? Для детей обеспеченных родителей?

- Есть два способа набора в школу повышенного статуса. Первый - тот, который установлен законодательно: принимаем тех, кто подал документы, до того момента, как набор будет окончен. Второй - перевод из других школ. Мы даже сами отыскиваем учеников, которые сумели проявить себя, и приглашаем их персонально, начинаем настойчиво сватать к себе. У наших учеников намного больше возможностей, и они это осознают и потом подчеркивают.

- Какие требования должны предъявляться к школам повышенного уровня?
- Определенно, качество знаний должно быть выше, программы должны быть сложнее. Главное требование - дети должны реализовывать свой потенциал в полном объеме. С одной стороны, мы на входе должны понимать, что с ребенком происходит. С другой стороны, на выходе понимать, насколько он раскрылся. Но это очень сложно.

- Какие проблемы у школ такого уровня, как Ваша?

- Первая - то, что не можем вместить всех желающих. Мы берем шесть первых классов, а заявлений столько, что могли бы брать и девять. Я уверен, что если бы наши производственные мощности позволили бы набрать девять, то через два-три года желающих было бы на двенадцать-тринадцать. Так что лидеры рейтинга школ не испытывают потребности в том, чтобы о них узнали, их заметили, их выбрали… Скорее наоборот.

Другая проблема - то, что нужно учитывать интересы всех. Школа большая, 1600 учащихся, больше 2500 родителей... И у всех свои интересы. Один не может ходить на тренировки в такое-то время, остальные могут. Он приходит на прием и говорит: «Надо же что-то придумать!». И ты начинаешь объяснять:  вы знаете, нас 1600». Но нужно учитывать и его потребности. Это сложно на самом деле.

- С какой целью родители отдают детей в школы повышенного статуса?
- В гимназиях - по русскому языку, литературе и английскому языку, в лицеях - по математике, физике, химии, биологии, информатике дают качественно другое содержание образования, так что родители преследуют цель развить своего ребенка в этой части. Родители наших учеников, например, знают, что в нашем районе мы четко «держим» физику, что результат по физике будет намного выше, чем если ребенок будет учиться в простой школе.

- Важно ли то, в какой атмосфере будет учиться ребенок? Насколько его соседи по парте мотивированы на учебу?
- Окружение - тонкий момент, момент социального неравенства. В окраинных и деревенских школах уровень, так скажем, благополучности семей совсем иной. Но я не считаю, что для родителей, выбирающих школу, это главный фактор. Важнее все-таки не взаимоотношения детей, а отношение педагогов к детям, к своему делу.

- Приходится часто слышать жалобы, что лицей и гимназия обескровливают остальные школы, забирая к себе «сливки».
- Я бы не использовал термин «обескровливают». Это нормальная конкуренция. Мы только с 2002 года стали лицеем. До того это была обычная школа, которая нашла в себе силы подняться, перезаявить статус, пройти аккредитацию, лицензирование. Это было очень долгий и болезненный процесс. Те же возможности есть и у других - почему они не находят на это сил? Почему, когда речь идет о коммерческих предприятиях, никто  не переживает по поводу того, что рынок газированных напитков контролирует «Кока-Кола» или «Пепси» и что они кого-то там «обескровливают» или «сливки снимают», с остальными прибылью или чем-то еще не делятся? И школы, и предприятия  поднимаются, развиваются. И это, по-моему, абсолютно нормальный процесс.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала