Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Подробностей, как всегда в таких случаях, минимум. Известно только, что заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, человек, который, скорее всего, станет в конце этого года новым китайским лидером, повстречался в Вашингтоне с президентом Бараком Обамой, а также госсекретарем Хилари Клинтон, министром обороны Леоном Панеттой и другими. Суть происходящего: эта администрация сделала все, чтобы осложнить Китаю жизнь, и дальше хочет посмотреть, как будет реагировать на такую ситуацию будущий генсек ЦК Компартии Китая и председатель КНР.
А им не страшно
С нынешним главой китайского государства Ху Цзиньтао все просто - это человек непробиваемый и на публике говорит заранее заготовленными формулировками. Его подчиненных, правда, пару раз подводили нервы. Что можно понять, с учетом того, что при Обаме Америка перемещает в Азию, во всех смыслах, всю свою военную и дипломатическую мощь. Пытается или завоевать на свою сторону, или расколоть ключевого партнера Китая - АСЕАН, группировку из десяти стран Юго-Восточной Азии. Укрепляет военные союзы с Японией и Южной Кореей, создает военное присутствие в Австралии, наращивает его в Сингапуре или на Филиппинах.
И вот сейчас, после всего этого, за закрытыми дверями смотрят в глаза будущему китайскому лидеру и как бы спрашивают его: ну, что скажешь?
А Си Цзиньпин вообще-то известен как человек очень даже склонный публично говорить все, что думает. Но, похоже, не в этом случае. Пока что он следует в прежнем русле китайской дипломатии, которая везде проводит мысль: вы пугаете, а нам не страшно, мы не реагируем и даже не обижаемся.
Зато вокруг нынешнего визита развернулась очередная битва титанов экспертного мира (они говорят все как есть) - этим визит и интересен.
Обрушится или нет?
Вообще-то дискутируют не только титаны. Высказался в Washington Post китайский диссидент Юй Цзе, который месяц назад выбрался в США и с удивлением обнаружил, что несколько ведущих американских университетов "не осмеливаются" пригласить его выступить, поскольку имеют программы сотрудничества с китайскими коллегами.
Конечно, диссидент Юй, как и любой диссидент из любой страны, не останется в США без дела, просто его рассказы о пытках в китайских застенках - не для университетов, они сейчас заняты более чем серьезным для Америки делом, да серьезнее вообще быть не может. Пытаются оценить со всех сторон, чем станет Китай в будущем. А это без контактов с китайскими коллегами невозможно.
И вот, что касается оценок - спор экспертов на страницах журнала Foreign Affairs. Один, Арвинд Субраманиан, пишет, что в 2030 году экономика Китая будет на треть больше американской, и уже сегодня Китай, который может кому угодно дать (или приостановить) кредиты - важнейшая держава.
Ему отвечает Дерек Сизорс: но сегодня китайская экономика по объему - всего половина от американской, а средний китаец в 10 раз беднее жителя США. Китайцы жизненно заинтересованы в здоровье доллара, потому что держат в этой валюте 70% своих 3,2-хмиллиардных резервов. А рост Китая очень даже может остановиться, там есть много проблем, нет смысла проецировать нынешние темпы развития на годы вперед.
Субраманиан не сдается: а зачем сомневаться в способности Китая к реформам, если он только ее и демонстрирует? И вообще, его оценка роста Китая - на 7% в год в течение 20 лет - консервативная, она предполагает темпы на 40% меньше, чем сейчас, иначе бы речь шла о почти 50% превышении китайского ВВП над американским в 2030-м году… И так далее.
В эту дискуссию как бы вклинился тот самый наследник престола Си Цзиньпин (и его референты), давший длинное письменное интервью американским СМИ. Он подбрасывает новые факты. Например, что торговля двух стран превысила 440 миллиардов долларов, что в ней задействованы 47 из 50 штатов США, что Китай фактически создал в США до 3 миллионов рабочих мест…
Тут надо сказать, что индустрия предсказаний китайского краха существует уже лет пятнадцать, есть люди, которым очень хочется, чтобы Китай надломился, и они изобретают много сценариев в оправдание своей мечты. Правы ли они? Может Китай затормозить или обрушиться? Конечно. Да даже от наводнения или чего-то совсем неожиданного. Но это ведь может произойти с кем угодно, и с США тоже, и с ЕС (что мы и наблюдаем). А пока что картина иная.
Не сдерживать, а работать
А как эта иная картина, собственно, выглядит на сегодняшний день, и какие результаты дает "жесткая" политика Барака Обамы? Пекин напоминает, что по внешней торговле и производству Китай уже впереди Америки (хотя, добавим, отстает по услугам, то есть технологиям и финансам), и что "такого конкурента в истории США еще не было", отсюда в США много всяких "эмоций".
А главное тут - возникшая взаимозависимость, поэтому ни одна страна не хочет всерьез быть врагом другой. (Это и показывают китайские лидеры своим нежеланием всерьез относиться к американскому давлению.)
А вот внутри США… Напомним, что политика республиканцев в отношении Китая была другой. В предвыборной дискуссии там эти темы - по разным причинам - пока особо не звучат.
Но вот как ответил на днях на мой вопрос Томас Грэм, вполне республиканский человек, работающий в "Киссинджер Ассошиэйтс", а ранее "отвечавший за Россию" в Совете национальной безопасности у Буша: "Цель Америки не в том, чтобы сдерживать Китай, а в том, чтобы работать с ним и другими, чтобы его растущая роль в регионе была как можно менее дестабилизирующей. И понятно, что при растущей китайской экономике нет возможности сдерживать Китай, он продолжит привлекать экономических партнеров. Более того, с учетом американской и китайской экономической взаимозависимости, у Китая нет никакого интереса в том, чтобы строить антиамериканскую коалицию с Россией".
(Вопрос, кстати, был о том, не укрепит ли нынешняя политика Обамы и без того тесное партнерство Москвы и Пекина. Полностью интервью будет опубликовано на сайте РИА Новости в ближайшее время.)
Так что пекинский стиль благодушия в отношении к "жесткости" Обамы, возможно, самый уместный в сложившейся ситуации. И откровенный Си, видимо, и дальше будет вести себя как сдержанный Ху.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции