Рейтинг@Mail.ru
Лекарство хуже болезни - РИА Новости, 15.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лекарство хуже болезни

Читать ria.ru в
Дзен

В новостных сводках совпали два события. Первое: цены на недвижимость в Ереване поползли вверх, поскольку местные квартиры стали скупать армяне из Сирии, вдруг заинтересовавшиеся возвращением на историческую родину. Второе: в Москве вышло первое на русском языке развернутое изложение целей и причин последних революций в исламском мире, сделанное апологетом этих самых революций. Это книга американца ливанского происхождения Валида Фареса "Революция грядет".

Одно вытекает из другого: очень похоже, что армяне бегут из Сирии именно из-за свершающейся там революции, понемногу перерастающей в гражданскую войну. А Валид Фарес на пятистах страницах книги, ставшей совместным проектом ИД "Коммерсантъ" и издательства "Эксмо", доказывает нам, что эта революция неизбежна и что она – благо. И предлагает готовиться к "последнему бою" (так в тексте).

Бой этот состоится между "братством несвободы" (в него Фарес разом записывает немилых ему арабских националистов социалистического толка, исламистов-джихадистов, а также сторонников отсталых монархий типа саудовской) и ближневосточными демократами, которым обязательно должны помочь США и ЕС.

Кто же любит диктатуру?

Сам пафос книги Фареса "Революция грядет" вызывает симпатию. Видно, что и сам автор, чью жизнь исковеркали шедшие в Ливане с 1975 года войны, и близкие ему либеральные диссиденты Сирии, Египта, Ирана, не говоря уже о их ливанских единомышленниках, действительно настрадались от множества несимпатичных режимов региона.

Фарес возводит родословную этих режимов к средневековому исламскому Халифату, в свои лучшие времена простиравшемуся от южной Испании до Китая и оставившего, как считает Фарес, долгую традицию угнетения и агрессии. Спору нет: диктатура – это всегда плохо. Но не окажется ли революционное лекарство хуже болезни?

Фарес уверен – нет! Из западных политиков наибольшую симпатию у него вызывает бывший президент США Буш-младший, объявивший в 2003 году программу "глобальной демократической революции". Фарес не только оправдывает, но и поддерживает вторжение США в Ирак в этом же году.

Огорчает его только то, что плоды этого похода пришлись на период правления "трусливого" Обамы. Вместо новых походов последний предпочитает отсиживаться в окопах. "С приходом в Белый дом администрации Обамы надежда на какую бы то ни было американскую поддержку демократии в Сирии растаяла", – с горечью пишет он в книге, в США вышедшей в 2010 году. Но пришел 2011 год с его "арабской весной"

Троцкий нашего времени

Порой в своем революционном раже Фарес напоминает известного персонажа отечественной истории Льва Давидовича Троцкого: тот в свое время так зажегся идеей коммунистической революции в Европе, что ради нее оказался готов отправить на тот свет миллионы людей в России и в соседних с ней странах (вспомним поход Красной Армии на Польшу в 1920 году – его конечной целью было разжигание "костра революции" в Германии, которую Троцкий считал более годной к социализму, чем Россия).

Опыт показывает: верующий революционер часто зорче всех видит слабину внешне самых незыблемых режимов, если они стоят на пути чаемой им революции. Но так же часто верующий революционер оказывается неспособен рассмотреть опасные тенденции в собственно революционном движении.

Троцкий не верил в незыблемость царской России и кайзеровской Германии и оказался прав. Только вот то, что воспользуются плодами предсказанных им революций Сталин и Гитлер, он не предусмотрел. А после прихода этих чудовищ к власти и до последнего своего вздоха в 1940 году верил, что их скинет "революционный пролетариат" Германии и России.

Оригинал книги Фареса вышел на английском в 2010 году, накануне "арабской весны". Точность некоторых его прогнозов удивительна: разобранные им по косточкам авторитарные светские режимы посыпались, как карточный домик, буквально через недели после того, как книга была отпечатана.

Вот только плоды предсказанных Фаресом революций никак не дойдут до рядовых граждан. Наоборот, копты-христиане, которых Фарес называет наиболее обездоленной частью египетского общества при режиме Мубарака, сегодня подвергаются нападениям исламских радикалов и с ностальгией вспоминают о Мубараке. А теперь такие же сигналы посылают христиане Сирии, включая упомянутых армян.

В разгорающейся в этой стране гражданской войне именно они оказываются на линии огня между суннитскими повстанцами, поддержанными монархиями Персидского залива и Западом, и правящими в Сирии алавитами – представителями ответвления шиизма, поддержанными в свою очередь шиитским Ираном.

Читать переводы зарубежных СМИ про арабские революции на сайте InoСМИ >>

Прогресс идет по трупам

Хочется спросить Фареса и других революционеров: почему прогресс в наше время должен обязательно идти по трупам, порой сопровождая свое триумфальное шествие разрушением древних культур?

История армянской общины на территории современной Сирии насчитывает до тысячи лет, она восходит к древнему Киликийскому царству, располагавшемуся на территории современной южной Турции, вблизи от второго крупнейшего города Сирии – Алеппо. Там родились многие знаменитые армяне. Например, первый президент независимой Армении Левон Тер-Петросян – уроженец этого города. Неужели и этой древней общине придется угаснуть в будущей Сирии – то ли демократической, то ли исламистской, но уж наверняка менее мультиэтнической, чем нынешняя?

Не будем идеализировать правящий в Сирии c 1963 года режим партии Арабского социалистического возрождения (БААС). И эта партия в свое время внесла свою лепту в то, чтобы Сирия и соседний Ливан перестали быть уникальным по богатству ингредиентов "этническим фруктовым пирогом", каким они были в течение столетий. Из-за бесконечных войн с соседним Израилем фактически исчезла просуществовавшая 2,5 тысячи лет еврейская община Сирии.

Жесткая, фактически однопартийная система толкала в эмиграцию не только национальные меньшинства, но и любых несогласных. А постоянное противостояние с Израилем оправдывало чрезвычайное положение и жесткость режима.

Ужас без конца

Тем не менее и при президенте Хафезе Асаде, и при его сыне Башаре Сирия сохраняла свою мультиэтничность и поликонфессиональность. Может быть, тут действовал открытый еще Карлом Марксом принцип: в деспотии все уравнены. Армейской дисциплине подчинялись и алавиты, и сунниты, и христиане. После начала вооруженного противостояния этот хрупкий баланс начал быстро рушиться.

Пугает само ожесточение гражданской войны с обеих сторон. Власти в Дамаске не допускают журналистов в город Хомс, где уже более недели войска ведут обстрел кварталов, населенных суннитами. Начало бойне положило похищение 13 солдат повстанцами, но сегодня счет убитых гражданских лиц в Хомсе уже идет на сотни.

Верховный комиссар ООН по правам человека сообщает о 5400 убитых за несколько месяцев противостояния в Сирии. Даже если принять версию властей, что не менее двух тысяч из этих жертв – погибшие "силовики", жестокость правящего режима не вызывает сомнений.

Впрочем, и сирийская оппозиция в последние недели действует бескомпромиссно, используя привычное для исламистов-джихадистов оружие – террористов-смертников. Только в минувшую пятницу уже упомянутый древний город Алеппо потрясли два мощных взрыва, причем взрывчатка была спрятана в автомобилях, припаркованных около зданий служб безопасности. Погибли 28 человек.

Конец с ужасом?

Дело в том, что оппозиция в Сирии представляет большинство – суннитов. Когда насилие достигает такого накала, меньшинствам не приходится ждать от сражающейся оппозиции ничего хорошего. Потому и скупают сирийские армяне недвижимость в Ереване.

Возможно, революционеру Фаресу стоило бы прислушаться и к их мнению. А в случае дальнейшей эскалации насилия – может быть, и смягчить свои взгляды. Но Фарес наверняка предпочтет другое – это видно по тому, кого он обвиняет в признанной самими американцами неудаче иракского похода.

Оказывается, в поражении виновато начавшееся в американских университетах антивоенное движение. Все дело погубила вышедшая из тех же научных кругов "коалиция джихадофилов, апологетов нефтяных держав и левых экстремистов".

У революционеров всегда так бывает: во всем виноваты не они, а контрреволюционеры и примазавшиеся к ним "соглашатели", "оппортунисты", "пораженцы". Ленин в свое время оправдывал жестокости своей революции тем, что капитализм, мол, является "ужасом без конца". Так что гуманнее, выходит, устроить капитализму "конец с ужасом". Знакомая риторика.

Мы в России эту риторику слышали 70 лет. Поэтому, наверное, Москва и призывает к осторожности и консервативному подходу в сирийском вопросе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала