Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Европейская космонавтика заполучила новую легкую ракету Vega - собственной разработки и с украинским разгонным блоком. Использование этого носителя позволит Европе в значительной степени отказаться от покупки пусков на российских легких ракетах. Тем не менее, Россия сохранит свое влияние на европейский космос в сегменте средних носителей.
Носитель для малых форм
Космодром Куру во французской Гвиане продолжает осваивать новый инструментарий. В понедельник с одного из старых стартов для ракет семейства Ariane впервые успешно запустили носитель Vega общеевропейской (строго говоря, на 85% итало-французской) разработки. Через 55 минут после старта ракета, успешно отработав циклограмму полета, вывела на орбиту полезную нагрузку.
В составе нагрузки числился целый набор европейских научных аппаратов. Среди них итальянские спутники LARES и ALMASat-1, а также семь микроспутников форм-фактора Cubesat (кубики 10х10х10 см массой не более 1330 грамм), созданных университетами Италии, Венгрии, Франции, Испании, Польши и Румынии.
Ракета Vega (Vettore Europeo di Generazione Avanzata - "Европейский носитель нового поколения") создавалась с конца 1990-х годов на базе долгоиграющего итальянского проекта (скорее, постоянно обсуждаемой идеи). Итальянскую задумку подпер собой европейский консорциум Arianespace и поддержало Европейское космическое агентство (ЕКА).
Работы тянулись долго, проект несколько раз оказывался на грани развала. Последние судороги несогласованности были связаны с французским экспортным контролем: случился маленький и хорошо запрятанный под ковер скандал вокруг использования французского программного обеспечения в системах управления. Насколько можно судить, в итоге исходный французский софт на ракету так и не попал.
Тем не менее, несмотря на все кризисные шатания и затягивания старта (ракету собирались было пускать в 2010 году, но в итоге оба запуска, запланированные на этот год, осуществили на российских ракетах), "Вегу" все-таки вытолкали в небо, и отработала она гладко.
Советский след в джунглях Куру
Французский космодром в Гвиане становится чем-то вроде плацдарма вторжения советских ракетных технологий в западную космонавтику. Прошедшей осенью с Куру успешно стартовал носитель "Союз-СТБ", который ЕКА уже намерено закупать в товарных количествах, а в декабре компанию ему составил первый "Союз-СТА".
Причем здесь Vega? А притом, что так называемая "четвертая ступень" (разгонный блок полезной нагрузки) AVUM разрабатывался с широким участием днепропетровского КБ "Южное" - бывшей советской "фирмы" Михаила Янгеля, разработчика тяжелых баллистических ракет. Советское присутствие в Южной Америке нарастает.
Все три штатные ступени ракеты Vega - твердотопливные, а разгонник, от которого требуется совершать периодические включения на этапе выведения (до пяти штук) спроектировали на базе жидкостного ракетного двигателя. За основу взяли наработки КБ "Южное" по оборонной тематике, использовав задел по движкам для ракеты Р-36М2 "Воевода".
Так что в Куру причудливо пересеклись пути российской и украинской ветвей советского ракетостроения. Впрочем, в отличие от "Союзов-СТ", украинскому разгонному блоку в ЕКА большого будущего не прочат. В планах разработчиков - заменить на ракете третью ступень и разгонник.
Новый разгонный блок для "Веги" планируется перевести на кислород-метановое ракетное топливо. Имеющийся же AVUM работает на классических высококипящих компонентах (несимметричном диметилгидразине и тетраоксиде азота), а от использования этого ядовитого, хотя и очень эффективного топлива европейцы стараются отказаться. (Хотя получается не всегда и не во всем: тяжелые носители Ariane 5 долгое время использовали высококипящие разгонники и лишь потом перешли на криогенные.)
Еврокосмос закрывает ниши
Vega - это носитель легкого класса: характерная максимальная нагрузка, в зависимости от орбиты выведения, достигает 1500-2000 кг. Введя эту ракету в строй, ЕКА теперь может с полным правом сказать, что обладает практически всеми необходимыми ему носителями.
В среднем классе европейцев прикрывают те самые российские "Союзы-СТ", а в тяжелом классе - собственные Ariane 5. Таким образом, линейка возможных потребностей почти полностью закрывается техникой, имеющейся в распоряжении.
Введение же в строй "Веги" позволит постепенно отказаться от покупки запусков носителей советского происхождения. Речь идет о российских ракетах "Рокот" (носителя разработки "Центра им. Хруничева" на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР-100НУТТХ), в некоторой части - "Днепр" (носитель на базе того же самого семейства Р-36М), а также "профильного" космического носителя "Космос-3М".
Конверсионные носители (переделанные межконтинентальные ракеты) - ресурс довольно ограниченный: и УР-100НУТТХ, и Р-36М2/МУТТХ - уходящие комплексы, больше их не производят. До следующего же поколения российских жидкостных боевых ракет еще далеко.
Российские пуски в целом дешевле запусков "Веги", а вот потенциальные американские конкуренты (например, ракета-носитель Taurus) - процентов на 20 дороже. Поэтому долгое введение в строй итальянской в своей основе "Веги" с точки зрения ЕКА вполне может оправдаться.
Насколько можно судить, длительные контракты на производство "Союзов-СТ" пригасили в Москве возможное неудовольствие от потери пусковых доходов с легких ракет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции