Один из самых загадочных тренеров планеты продолжает эксперимент по поиску новых путей развития футбольной тактики и делает это теперь в баскском "Атлетике". TF не мог не рассказать о новых тактических изысканиях Марсело Бьелсы, которыми он нынче шокирует болельщиков из Бильбао.
В 1988 году, когда сборная СССР гремела на Евро и Олимпиаде, по пыльным аргентинским провинциальным местечкам колесил с чемоданчиком выпускник института физкультуры. Звали его Марсело Бьелса, был он тренером молодежного состава "Ньюэлл Олд Бойз" и наматывал свои рекордные 25 тысяч километров в поисках молодых талантов. В чемоданчике у синьора коуча хранились не туалетные принадлежности, а десяток тетрадей, в которых он выводил свою "систему победы". Все молодые попадавшие в его руки футболисты учились приспосабливаться под различные тактические варианты игры. Блеснуть на взрослом уровне позже не удалось практически никому, но победить в молодежном чемпионате страны они сумели. История "Безумного изобретателя" получила хороший стартовый толчок и начала развиваться по спирали.
Би-зона
Старая итальянская кинокомедия "L'allenatore nel pallone" рассказывала в восьмидесятые годы о некоем безумном тренере по имени Оронцо Кана, который поспорил со своим президентом, что его команда играет по нестандартной схеме 5-5-5, где пять защитников становятся форвардами, а пять форвардов — защитниками. И эти постоянные пертурбации заставляют соперников впадать в ступор. Схема в фильме получила название "би-зона" и долгое время считалась синонимом "тактического безумства". Однако в 2004 году, после Олимпиады в Афинах, ее прочно застолбило за собой изобретенное Марсело Бьелсой построение 3-3-1-3, с которым аргентинцы завоевали золотые медали Игр. Воспроизвести схему до сих пор не удается ни одному тренеру, что само по себе не является чем-то удивительным — за шесть лет руководства сборной Бьелса пересмотрел на видео более двух тысяч матчей, проанализировав чуть ли не всех имеющихся на тот момент игроков в высших лигах всех стран. Метод Бьелсы был прост — изучи слабые стороны соперника и бей по ним за счет всех имеющихся у тебя возможностей. Аргентинская сборная под его руководством умела перестраиваться под каждого конкретного игрока каждого конкретного соперника. При этом Бьелса всегда впутывал в игровые переменные такие, казалось бы, не очень значимые факторы, как погода и количество зрителей на стадионе. В его уравнениях много сложных вычислений, но оно того стоит. Бьелса идет своей непроторенной дорогой. Он, как минимум, сделал одно большое дело, превратив Оронцо Кана из персонажа комедийного в "человека, который изменил все".
Эволюция
Со временем Бьелса устаканил свои представления о схемах, остановив выбор на двух разновидностях: к привычным уже 3-3-1-3 добавил 4-2-3-1. Причем применяет он их, исходя из строгого правила, выработанного им в сборной Чили. Первое построение используется против соперников, играющих в два форварда, а вторым тренер балуется в тех случаях, когда оппоненты выставляют на острие одинокого столба. Эволюционировали попутно и функции крайних полузащитников. При игре в четыре защитника в линию они барражируют по всей бровке, а не опускаются вниз из полузащиты только при позиционной обороне. К тому же аргентинец адаптировал свой игровой стиль под испанскую футбольную школу — быстрые передачи вперед, которыми блистали под его руководством аргентинцы, уступили место постепенному наращиванию игрового преимущества, чем славилась "его" сборная Чили. Полузащита у Безумного стала играть чаще "ромбом", а форварды — на грани офсайда в расчете на одно-два касания. Команда разбивается на треугольники и возводит в абсолют такой игровой элемент, как боковой прессинг. Атака разворачивается по всей ширине поля, а оборона начинается очень высоко у чужих ворот. Ну и самое главное — аргентинский период работы научил Бьелсу не уповать на одного-единственного "дирижера атак". Функции разыгрывающего теперь в равных долях распределяются среди всех центральных полузащитников, что добавило схемам универсальности. Именно этот фактор, по всей видимости, сыграл решающую роль в приглашении Бьелсы в "Атлетик", не имеющий в составе звездных плеймейкеров.
Бискайский эксперимент
Назначение Бьелсы на пост главного тренера клуба из Бильбао явилось одним из самых интересных событий прошлого лета. Предыдущий наставник "Атлетика" Хоакин Капаррос оставил в наследство молодую, энергичную команду, которая играла в очень высоком темпе. Кроме того, в исходных данных у нового тренера значились приверженность клуба из Страны Басков комплектоваться только своими игроками и неуемная историческая привычка подбирать форвардов на острие атаки, руководствуясь исключительно параметрами легендарного Рафаэля Морено Аранзади, более известного в миру как Пичичи. Однако в этом году случилось отступление от канонов, и наконечником копья в "Атлетике" является 195-сантиметровый Фернандо Льоренте.
Перво-наперво Бьелса изменил амплуа двух игроков основного состава. Крайними защитниками в "Атлетике" стали опорник Хави Мартинес и вингер Оскар де Маркос. Первый, по замыслу Марсело, должен был стать дополнительным распасовщиком с фланга, а скоростные данные второго предполагалось использовать как преимущество над основной частью хавбеков Ла Лиги. Эксперимент был хоть и рискованным, но удачным – де Маркос, помимо прочего, добавил атакам Бильбао диагональности из глубины, чем весьма сильно озадачил добрую половину тренеров испанского чемпионата.
Еще одним нововведением Бьелсы стало распределение ролей плеймейкера между центральным полузащитником Андером Эррерой и вингером Икером Муньяином. Теперь оба этих игрока стали добавлять атаке, которую венчает Фернандо Льоренте, еще больше непредсказуемости.
Однако с первых же игр "Атлетик" столкнулся с проблемой. Соперники благодаря длинным верховым передачам легко забрасывали мяч за спину защитникам, что приводило к огромному количеству голевых ситуаций у ворот басков. Бьелсе пришлось перестраивать игровую модель, сводя все возможные варианты к ситуациям, когда против каждого игрока соперника оказываются, как минимум, два футболиста. Создание перевеса в каждой зоне потребовало, естественно, внедрения "треугольников" и увеличения процента владения мячом. Бьелса, неожиданно для всех, предстал весьма гибким тренером, хотя имел до Бильбао репутацию несгибаемого консерватора. И даже если все нынешние эксперименты в "Атлетике" не приведут к весомым спортивным результатам, нет никаких сомнений в том, что они наложат на современный футбол заметный отпечаток.
Семейные ценности
Дед Марсело — Рафаэль Бьелса — был одним из основателей административного права в Аргентине. Его брат занимал пост министра иностранных дел в Аргентине, а сестра Мария Эухения Бьельса — пост вице-губернатора провинции Санта-Фе. Одна из дочерей — Инес — капитанствует в аргентинской женской сборной по хоккею на траве.
Бешеный
Прозвище Бьелсы — Loco (Сумасшедший) — по легенде приклеилось к нему еще в пору футбольной карьеры в "Ньюэллс Олд Бойз". После проигранного однажды матча болельщики команды решили разобраться с игроками и направились в первую очередь к дому Марсело Бьелсы, которого посчитали главным виновником происшедшего. Однако буквально через пять минут после стука в дверь и призыва выйти к народу несколько десятков человек бросились прочь — Бьелса вышел к фанатам, показал зажатую в руке гранату и пообещал, что унесет с собой на тот свет всех, кто окажется в радиусе взрыва.
3-3-1-3 по Бьелсе
Эту схему Бьелса изобрел, руководствуясь наличием в игре трех фаз: вы с мячом, мяч у соперника и переходная фаза. В представлении аргентинца данное игровое построение позволяет получить преимущество (пусть и минимальное) в каждой из фаз.
Три центральных защитника подкрепляются на флангах полузащитниками, которые выполняют роль фуллбэков. В позиционной обороне команда играет "пять в линию", а в позиционной атаке — в три форварда. Во время переходной фазы основная нагрузка ложится на тройку полузащитников, которые обязаны, по Бьелсе, атаковать соперника, владеющего мячом, в любой точке поля. При этом двое из них обязаны в случае начала собственной атаки развернуться "дубль-пивотом" (по-испански — "двойная связка"). Два полузащитника оборонительного плана, образующие "защитный экран" перед четверкой защитников, выполняют в основном оборонительные функции, занимаясь исключительно страхованием атаки.