МОСКВА, 9 фев - РИА Новости. "Фауст" Александра Сокурова, получивший "Золотого льва" на Венецианском фестивале, с четверга выходит в широкий российский прокат на 120 копиях, сообщила РИА Новости компания - прокатчик "Люксор".
Картина, задуманная не только как переосмысление одного из ключевых мифов в истории человечества, но и как исследование немецкого национального характера, визуально ориентированное на немецкую живопись эпохи романтизма, снята на немецком языке. Главного героя играет австрийский актер Йоханнес Цайлер, отобранный режиссером из нескольких тысяч кандидатов. В России, как и в Венеции, "Фауста" будут показывать с субтитрами, однако в нескольких залах доступна версия с закадровым голосом самого Сокурова.
"Фауст - интернациональный миф. Покуда существуют понятия добра и зла, он всегда современен. Но понятие сделки в наше время изменилось. Сегодня не черт соблазняет человека: мы делали фильм о том, что сегодня человек соблазняет черта, причем к черту стоит длинная очередь, и в этой давке никто не знает, кто последний", - объяснил журналистам сценарист сокуровской картины Юрий Арабов.
Поскольку расклад сил изменился, совершенно иной стала и фигура Мефистофеля, которого ни разу за весь фильм не называют привычным именем: глава театра DEREVO Антон Адасинский играет ростовщика, менялу, уродливое создание с крохотным половым органом вместо хвоста. "Он входит в кооперацию с человеком, и по пути к сделке человек полностью предает понятия любви и долга", - комментирует Арабов.
"В моем представлении роль дьявольского начала решительно преувеличена. Если мы считаем, что дьявол - серьезный, большой противник, враг человека, не заблуждаемся ли мы? Ведь он решил проявить несогласие с самим богом. В этом что - есть разум? Понимание реальности? Как можно такую глупую силу считать серьезным противником? Это игра, попытка поставить между человеком и богом какой-то персонаж, на который можно списать все человеческие проблемы", - говорит режиссер.
"Фауст" стал заключительным аккордом тетралогии о механизмах власти, начатой Сокуровым и Арабовым в 1999 году. Картина "Молох" (1999, "Золотая пальмовая ветвь" за лучший сценарий), посвященная Гитлеру, по словам Арабова, была историей об "абсолютной гордыне, которую ничто не исправит". "Телец" (2000), о Ленине, - "тоже тщеславие и гордыня, но получившие возможность исправления за счет болезни". "Солнце" (2004), где речь идет о японском императоре Хирохито - "о том, как император, отказываясь от божественного статуса, дает перспективу не только собственной жизни, но и стране".
"Наконец, "Фауст" завершает эти истории о гордости и тщеславии диагнозом - почему это происходит", - отмечает сценарист. Сам Сокуров подчеркивает, что "Фауст" - "и финал, и начало".
Работа над картиной шла долго. Как признал ее продюсер и композитор Андрей Сигле, 12 миллионов евро, на которые под Прагой в 2009 году возвели целый городок с декорациями, удалось получить с помощью главы Балтийской медиа-группы Олега Руднова и курируемого им Фонда развития и поддержки средств массовой информации. А средства на завершение фильма, уже накануне Венецианского фестиваля, частично предоставил федеральный Фонд кино. Вопрос о прокатной судьбе "Фауста" долгое время оставался открытым, несмотря на обещанную после венецианского триумфа господдержку. В то же время, изначально рассматривался вариант выпуска "Фауста" на гораздо большем количестве экранов.
В конце октября 2011 года картина Сокурова вышла в итальянский прокат, позволивший ей занять второе место по сборам за рубежом из всех российских прошлогодних проектов. По данным на начало января, касса "Фауста" составила 600 тысяч долларов, однако цифра не окончательная, так как фильм показывают в Италии до сих пор, а затем он должен появиться в репертуаре немецких, французских и греческих кинотеатров.