С.-ПЕТЕРБУРГ, 8 фев - РИА Новости, Анна Юдина. Атомный ледокол "50 лет Победы", принадлежащий ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом", за пять дней работы в Финском заливе провел 26 судов, рассказал РИА Новости в среду капитан самого большого в мире атомохода Дмитрий Лобусов.
Пребывание "50 лет Победы" в 2012 году на Балтике, согласно договору между Росатомфлотом и Росморпортом, рассчитано на 100 дней. Такое решение было принято после аномально тяжелой ледовой обстановки в Финском заливе в 2011 году, когда число застрявших во льдах судов превышало 150 единиц. Тогда, впервые в истории атомного ледокольного флота России, на Балтику отправился мелкоосадочный ледокол "Вайгач", вызволивший из ледового плена за время работы в заливе более 250 судов.
"Мы приступили к работе в направлении порта Приморск вечером 3 февраля и на сегодня провели 26 судов. При этом шесть из них воспользовались ледовым каналом, сделанным "50 лет Победы", и шли самостоятельно, руководствуясь лишь нашими рекомендациями. А 20 судов мы провели корпусом - то есть прямо за собой", - рассказал Лобусов.
Ледовая обстановка в районе порта Приморск пока благоприятная, но лед продолжает нарастать, добавил он.
Помимо атомохода, в Финском заливе работают 10 дизель-электрических ледоколов Росморпорта, которые осуществляют проводку судов и поддержание ледовых каналов в Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Лугу, Высоцк и Выборг. Еще три ледокола пока находятся в порту в различной степени готовности, так как пока в заливе толщина льдов не превышает 35 сантиметров.
Из Мурманска в Финский залив пришел дизель-электрический ледокол "Капитан Николаев", который пока будет помогать в проводках судов. "Капитан Драницын", в прошлом году вызванный из антарктического рейса и интенсивно работавший в акватории залива, в этом году на Балтику привлекаться не будет.
По словам руководителя группы капитанов-наставников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Георгия Мельника, пока в Финском заливе сохраняет свое влияние антициклон, который поддерживает стабильную погоду.
"Нет ветров, и каналы, сделанные ледоколами, не смыкаются. Но мы опасаемся неустойчивости погоды: если пойдут ветра западных направлений, с теплым воздухом, то лед начнет ломаться, увеличится его сплоченность, а соответственно, судам труднее будет пройти", - рассказал Мельник.
С понедельника штаб ледокольных операций Большого порта объявил точку формирования каравана, рассказал капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов. Далее капитан старшего ледокола принимает решение о том, может ли двигаться судно самостоятельно по рекомендованному маршруту, или ему необходимо лечь в дрейф и дожидаться сбора каравана. Когда караван построен, старший ледокол либо тот, что находится поблизости, берет суда под проводку и ведет их в порт.
Суда без ледового класса не будут допускаться в Большой порт с 20 февраля.
Что касается работы атомного ледокола в Финском заливе в следующем сезоне 2012-2013 годов, то перспективы нового договора между Росморпортом и Росатомфлотом будут обсуждаться по окончании нынешней зимней навигации, сообщил РИА Новости директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Сергей Пылин. "Если понадобится, атомный ледокол будет зафрахтован вновь", - подчеркнул он.
Флагман отечественного ледокольного флота "50 лет Победы" первоначально назывался "Урал" и строился на Балтийском заводе. Он был заложен 4 октября 1989 года и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия финансирования. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг на ледоколе был поднят 23 марта 2007 года, а 11 апреля атомоход пришел в постоянный порт приписки Мурманск.
Самый большой в мире атомоход создан по модернизированному проекту второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Расчетная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол на постоянном ходу, составляет 2,8 метра. Его длина - 160 метров, ширина 30 метров, осадка 11 метров. Силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов, максимальная мощность - 75 тысяч лошадиных сил, что как минимум в два раза превышает показатели самого мощного дизель-электрического ледокола из числа тех, что работают на Балтике.