Рейтинг@Mail.ru
Спасти президента Асада - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасти президента Асада

© РИА Новости / Эдуард Песов | Перейти в медиабанк7 февраля министр иностранных дел Сергей Лавров и руководитель Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков совершили блиц-визит в Дамаск
7 февраля министр иностранных дел Сергей Лавров и руководитель Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков совершили блиц-визит в Дамаск
Читать ria.ru в
Дзен
7 февраля министр иностранных дел Сергей Лавров и руководитель Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков совершили блиц-визит в Дамаск. Согласно официальному заявлению МИД России, цель поездки - добиваться стабилизации обстановки в Сирии путем демократических преобразований.

Андрей Муртазин, политический обозреватель, специально для РИА Новости.

7 февраля министр иностранных дел Сергей Лавров и руководитель Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков совершили блиц-визит в Дамаск. Согласно официальному заявлению МИД России, цель поездки - добиваться стабилизации обстановки в Сирии путем демократических преобразований. Российские эмиссары передали личное послание президента России Дмитрия Медведева его сирийскому коллеге Башару Асаду. Содержание послания не разглашается, но большинство экспертов полагают, что миссия носила деликатный характер.

"Деликатная миссия"

Кортеж высоких гостей на улицах Дамаска встречали толпы сирийцев, скандировавших "Спасибо, Россия!". График рабочего визита был предельно сжат - переговоры с президентом Асадом, брифинг и отлет в Москву. По окончании переговоров Сергей Лавров заявил, что встреча с Асадом была "своевременной и полезной". И добавил: "Есть все основания полагать, что привезенный нами сюда сигнал более активно двигаться по всем направлениям был услышан". Вопрос в том, каким был этот сигнал?

В преддверие визита многие российские аналитики полагали, что Лавров направляется в Дамаск с весьма деликатной миссией, цель которой - уговорить Башара Асада добровольно уйти в отставку и передать всю власть своему заместителю, вице-президенту Фаруку Шараа, то есть, фактически, принять план политического урегулирования, предложенный Лигой арабских государств.

Вероятнее всего, Асаду был поставлен ультиматум - либо скорейшая реализация объявленных демократических реформ стране в обмен на дальнейшую поддержку Москвы, либо добровольный уход с политической сцены. Косвенным подтверждением тому стало заявление Лаврова на брифинге о подготовке проекта новой конституции Сирии.

"Президент Асад проинформировал, что в ближайшие дни встречается с комиссией, которая готовила проект новой конституции. Работа завершена, теперь будут объявлены сроки референдума по этому важному документу для Сирии", - сказал Лавров.

Своих не сдаем

Как бы то ни было, но Россия фактически подтвердила, что готова идти на конфронтацию с Западом и Лигой арабских государств ради сохранения у власти своего единственного ближневосточного союзника. Вопрос в том, насколько далеко готова зайти Россия в этой конфронтации и каковы будут ее политические дивиденды?

Напомню, что в 2000-е годы на протяжении 8 лет своего президентства Владимир Путин неоднократно заявлял, что отношения с арабскими странами Россия будет строить не на идеологической, а на экономической основе.

Долгое время этот тезис действительно реализовывался на практике. В середине 2000-х годов Россия весьма активно налаживала отношения с Саудовской Аравией и другими богатыми нефтяными монархиями Персидского Залива. Параллельно с этим заключила крупные оружейные контракты с Алжиром и Ливией.

Не была исключением и Сирия. Просто объем торговли с ней был гораздо ниже, чем с другими арабскими контрагентами. Сейчас, когда Сирия стала яблоком раздора России с остальным арабским миром (за исключением Ирака и Ливана), Москва оказалось перед весьма непростой дилеммой.

Что получит Россия и что потеряет?

Политика - это искусство возможного, но с началом гражданской войны в Сирии, сам факт которой наши дипломаты предпочитают не замечать, возможности политического маневра и у Москвы, и у Дамаска сужаются, как шагреневая кожа.

Конечно, если Башар Асад удержится у власти, что крайне маловероятно, Россия сохранит то, что имеет на сегодняшний день. Это прежде всего экономические и военные контракты. Москва сможет поставлять Дамаску оружие, но, скорее всего, это будут поставки в долг, как было во времена СССР.

Напомню, что к 1991 году на момент распада СССР сирийский долг Советскому Союзу составлял, по разным оценкам, от 10 до 13 млрд долларов. Совсем недавно, в 2005 году, он был, фактически списан в обмен на будущие контракты. Товарооборот двух стран, по оценкам 2009 года, не превышает 1 млрд долларов. Совсем недавно страны Евросоюза ввели экономические санкции в отношении Сирии, на очереди их ужесточение. У Дамаска есть надежда на три страны - Россию, Китай и Иран. Но и они не всесильны.

Если режим Башара Асада будет свергнут, Россия потеряет Сирию на долгие времена, вне зависимости от того, кто придет ему на смену. Против России настроена вся сирийская оппозиция, как внутри страны, так и вне ее. Исламисты уже нападают на российские посольства в Судане и Ливии.

Но даже если у власти в Сирии окажутся не они, а прозападные либералы, опирающиеся на Францию, Великобританию и США, экономические контракты, скорее всего, будут переданы западным компаниям. На смену российскому оружию в этом случае придет американское и французское, как это уже было в Египте почти 40 лет назад.

Пока ситуация развивается по самому неблагоприятному для России сценарию. 7 февраля, последовав примеру Запада, 6 стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные арабские эмираты) отозвали своих послов из Сирии. Отношения России с этими странами ухудшаются с каждым днем, а это значит, что все российские экономические контракты со странами Персидского Залива в любой момент могут быть заморожены или расторгнуты вовсе.

Но главное, это не оружие, и, даже, не экономические контракты. Вступая в конфронтацию одновременно с арабским и западным мирами, Россия теряет международный имидж демократического государства, за который она так долго боролась.

С жесткой критикой России по сирийскому вопросу выступили не только представители США, но и ее европейские партнеры, среди которых главы европейских государств Ангела Меркель и Николя Саркози.

Возникает вопрос, а стоит ли свеч сирийская игра?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала