МОСКВА, 8 фев - РИА Новости. Психологи считают, что многих конфликтов в школе, доводящих подростков до самоубийства, можно избежать, если родители начнут взаимодействовать с учителями, а педагоги будут более тактичными при общении с учениками.
Две ученицы восьмого класса из подмосковной Лобни вечером во вторник спрыгнули с крыши высотного дома и скончались от полученных травм. Следователи нашли в сумках школьниц записки, в которых девочки просят простить их за то, что они не хотят больше жить. Одна из погибших, Анастасия Королева, за неделю до трагедии пожаловалась подруге на усталость от школы, сказала, что там все не нее давят. Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства), санкции которой предусматривают до пяти лет лишения свободы.
Тактичность и взаимодействие
Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева считает, что когда дети вступают в подростковый возраст, то и родители, и учителя должны вместе обсуждать возникающие проблемы с детьми.
Не должно быть так, чтобы только усилиями учителей поддерживалась и дисциплина, и хорошая успеваемость. В то же время родители должны следить за тем, чтобы дети находились в психологически комфортной и адекватной обстановке, - сказала она в среду РИА Новости.
Дозорцева считает, что родители должны следить за эмоциональным состоянием своего ребенка, а учителя, в свою очередь, могут отследить проблемы с учебой. "И та и другая стороны должны искать решение проблемы во взаимном сотрудничестве, а не в конфронтации", - сказала она. Эксперт отметила, что когда у детей возникают проблемы с учебой, родители пытаются самоустраниться и возлагают ответственность на школу.
По словам старшего научного сотрудника лаборатории "Медико-психологическая реабилитация" Московского городского психолого-педагогического университета, кандидата психологических наук Виктории Аршиновой, конфликты между учениками подросткового возраста и учителями часто возникают на фоне общего снижения культурного уровня. "Не стоит забывать, что культура детей снижается, для ее повышения надо прилагать усилия, но никто их не прилагает. В ответ на надменные высказывания ученика не все педагоги могут сдержать себя, особенно молодые, которые приходят в школу из той же независимой культуры. Нередко они опускаются до общения на вульгарном языке", - сказала она РИА Новости.
Аршинова считает, что основой для предупреждения скандалов в школе должна быть нравственность. "Нравственность - это внеконфликтный путь развития. Когда нет внеконфликтного пути ни у учителя, ни у ученика, мы будем получать все больше нарастающий суицидальный исход такого общения", - отметила она.
Кроме того, по мнению Аршиновой, учителя не умеют доносить до детей проблемную информацию, в том числе о сексуальных отношениях. Психолог привела в пример США, где существуют специальная программа для учителей, которая поясняет, как разговаривать со школьниками на щепетильные темы.
Выход всегда есть
Суициды школьников на фоне испорченных отношений с педагогами для России не редкость. Подростки в силу неокрепшей психики воспринимают такие скандалы очень остро, зачастую не видят выхода из этой ситуации, считает Аршинова.
Конфликтность в школьной среде очень высока, как между детьми, так и между детьми и учителями. Когда оскорбление идет с позиции взрослого, старшего, это глобальный конфликт для подрастающего человека, у которого психика еще не окрепла. И, конечно, он видит некую тотальность в этом, - отмечает эксперт.
Такого же мнения придерживается Дозорцева. Она считает, что в силу того, что подростки еще не сформированы как личности, им нужно в этом возрасте помогать решать их проблемы. "Потому что именно из-за недостатка опыта и эмоциональной неустойчивости, они могут ощущать, что крах полный и выхода нет", - сказала она. Тут должен вмешаться взрослый человек и объяснить, что выход всегда есть, отметила эксперт.
По мнению Дозорцевой, российские старшеклассники сегодня встревожены тем, что не видят свое будущее в этом мире, им сложно адаптироваться и соответствовать тем стандартам, которые задает современная мода на гламурных и успешных людей. "Акцент на таком личном успехе - это очень провоцирующий фактор, к сожалению", - отметила врач.
Центр внимания
Аршинова отметила, что дети часто принимают решения о самоубийстве спонтанно, а родители узнают о случившемся уже постфактум. "Если родитель понимает, что такой риск (суицида) существует, ему можно посоветовать не пугаться, а постараться стать центром ситуационного реагирования", - сказала она.
По словам эксперта, в настоящее время родители уделяют ребенку в среднем около 20 минут в сутки. Задача матери или отца состоит в том, чтобы за такой кратковременный период общения заметить, что происходит с их детьми, а не отгородиться от проблем усталостью после работы. "Родитель должен быть настроен на то, чтобы поймать, есть ли изменения в голосе, в его ответах на вопросы. Если он понимает, что произошли какие-то изменения, он должен все бросить, забыть про все дела и в этот момент уделить ребенку не 20 минут, а поговорить по душам", - подчеркнула психолог.
Дозорцева отметила, что групповые суициды также характерны именно для подростков. "Может быть, каждая из девочек не решилась бы на такой поступок, легче вместе. Поэтому важно еще отслеживать групповые феномены, дружбы с подростком, который чувствует себя неблагополучным, потому что когда они собираются вместе, они друг друга настраивают", - сообщила Дозорцева. Родители должны обращать внимание на окружение своих детей, считает она.