Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости
Высокая степень социального расслоения в российском обществе становится аргументом, который радикальные политические силы все чаще используют для критики действующей власти. Причем как с левого, так и с правого фланга. Какую опасность таит в себе все ширящаяся пропасть между богатыми и бедными, может ли она подорвать основы общества, и что тут могут сделать власти страны? Об этом в рамках специального проекта РИА Новости "Выбор есть" рассуждает автор монографий "Россия-2015: оптимистический сценарий", "Стратегический ответ России на вызовы нового века", "Россия перед вызовом: политическая экономия ответа", первый заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Дмитрий Сорокин.
- Тема высокой степени социального расслоения в российском обществе в последнее время все чаше поднимается представителями крайних политических сил. Это политическая страшилка или действительно серьезный вызов для государства?
- Сама по себе социальная дифференциация – это нормальное явление, более того, это одно из условий эффективного развития. У нас коэффициент фондов (разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных) составляет почти 17 раз – это большая цифра, но и она сама по себе ни о чем не говорит. В Соединенных Штатах такое же расслоение, но Штаты – эффективная страна, мировой лидер, и, судя по прогнозам, в обозримом будущем им останется. А посмотрим на Китай, которым зачастую восхищаются – так там вообще цифры черт-те какие!
Нужно смотреть на проблему в динамике, а динамика у нас, к сожалению, тревожная. В 1992 году расслоение было в 4,5 раза, с тех пор оно непрерывно росло и сейчас приблизилось к 17. Когда расслоение росло в кризисные девяностые – это понятно, в кризис расслоение должно увеличиваться, но когда оно продолжало расти в тучные нулевые годы, уже возникает вопрос, а тогда для кого этот экономический рост? За чей счет этот рост?
Не сам по себе факт расслоения нас тревожит, а его динамика, и также то, что те, кто попадают в нижнюю часть, бедные и малообеспеченные, составляют примерно половину населения страны, и эта динамика не сдвигается. Рождение второго ребенка практически для каждой второй семьи означает отбрасывание ее в категорию бедного населения - вот это нас волнует.
- То есть опасность представляет то, что социальное расслоение в России сопряжено с очень большим количеством бедных?
- У нас почти половина населения относится к бедным и малообеспеченным, что делает абсолютно нереализуемой задачу перехода к высокотехнологичному, инновационному типу экономического роста. В стране с бедным населением это невозможно по определению.
Я как экономист рассуждаю: по любому учебнику - бедность воспроизводит только бедность. Инновационное поведение она не воспроизводит. В экономической науке этот вопрос не дискутируется.
Это действительно вызов, потому что если мы не переходим на следующий технологический уклад, мы проигрываем экономическое соревнование. Чем кончается проигрыш экономического соревнования, мы видели 20 лет назад. Именно этим все и кончится.
- На ваш взгляд, российские власти в полной мере понимают серьезность этой проблемы?
- Это как раз то, что еще нас тревожит – 21 сентября прошлого года правительство утвердило очередной прогноз Минэкономразвития до 2014 года. Там курс доллара дан на три года вперед, цены на нефть, все прогнозы даны, все замечательно. Только прогноза, как будет меняться коэффициент фондов (соотношение среднего уровня доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных – прим.ред.) – нет. Могу сделать предположение, почему. Наши коллеги из Института социально-экономических проблем народонаселения РАН уже давно посчитали, что при существующей системе распределения доходов и налогообложения проблема преодоления усиления дифференциации неразрешима. Они математически это доказали.
- Говоря о налогообложении, вы имеете в виду плоскую шкалу подоходного налога?
- Неправда, у нас шкала не плоская, у нас шкала регрессивная. Потому что плоская шкала действует только в отношении нашей с вами заработной платы, а доходы от собственности, скажем, те же дивиденды, облагаются налогом не в 13%, а в 9%.
Известно, что для 10% самых богатых зарплата составляет лишь 10% доходов, остальные 90% – это доходы от собственности, которые облагаются девятью процентами. Значит, чем выше у вас доходы, тем меньше вы платите. При этой шкале эксперты ИСЭПН показали: чем больше будет рост ВВП, тем больше будет расслоение. Я понимаю ребят из Минэкономразвития – сделать прогноз и показать, как расслоение будет нарастать… Политически их не поймут.
- Есть ли действенный и социально приемлемый выход из сложившейся ситуации?
- Нам нужно введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, причем такой системы, которая, упаси Бог, не трогала бы нарождающиеся средние слои, не ухудшала их положение. Плюс налоги на собственность. Опять же выборочно – если человек в результате первичной приватизации имеет большую хорошую квартиру, такого человека трогать не надо. А если он купил на рынке четырехкомнатную квартиру, наверное, сможет платить и более высокие налоги.
Говорят, если вы будете контролировать расходы и по ним определять доходы, возникнут проблемы, кто-то начнет писать доносы, чтобы свести личные счеты. Простите, это значит, соответствующие органы не умеют работать. Тогда уходите – пусть придут другие. Или чиновники говорят, что деньги, которые идут государству, все равно разворуют. Я спрашиваю: вы разворуете? – тогда уходите, пусть придут другие! Это к экономике не имеет отношения.