Чаще всего россияне сталкиваются с некачественными услугами в сферах торговли промышленных товаров и продуктов питания, а также в области жилищно-коммунального хозяйства. О росте правовой активности россиян и о проблемах закона "О защите прав потребителей" рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Лейле Хамзиевой глава Общества по защите прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаил Аншаков накануне 20-летия со дня принятия закона.
- Михаил Геннадьевич, за 20 лет, что прошли с момента принятия закона "О защите прав потребителей", россияне стали активнее отстаивать свои прав в суде?
- Да, мы фиксируем рост активности год от года. Сегодня люди готовы судиться просто из принципа, не потому что деньги нужны. Сложилось понимание того, что если права нарушили, то с этим нужно бороться, даже если речь идет о хамстве или грубости - и это тенденция последних лет. К сожалению, активнее защищать свои права россиянам мешают объективные причины, в частности несовершенство судебной практики по взысканию морального вреда. Наши с вами моральные страдания суды РФ оценивают в незначительные суммы. Так, если вы отравились, то в России вы получите 5-10 тысяч рублей компенсации, тогда как в Европе или США вы бы получили 5-10 тысяч евро.
- Больше всего жалоб поступает на торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство и продукты питания. Около 30% жалоб от общего количества связаны с качеством промышленных товаров, еще по 20% связаны с продуктами питания и услугами ЖКХ.
- Какова перспектива таких дел в суде?
- Если говорить о нашей статистике, то 90% наших исков успешны. Но стоит помнить о том, что, если судиться с маленькой фирмой, то есть все шансы выиграть. Но, если вы подаете в суд на структуру ЖКХ или на крупный бизнес, то здесь шансы нередко равны нулю.
- В целом, какую бы вы дали оценку закону "О защите прав потребителей"?
- Российский закон один из самых лояльных по отношению к потребителям в мире, второй после закона США. На мой взгляд, это один из немногих работающих законов в нашей стране, но и здесь есть проблемы. Самая большая заключается в том, что закон хорошо работает в одних сферах, и плохо - в других. Например, многострадальная статья 120 Воздушного кодекса РФ - это специальная норма, которая регулирует ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. Суды руководствуются ей при вынесении решений, и по этой статье вы можете рассчитывать на компенсацию в размере 25 рублей за каждый час просрочки. При этом в законе о защите прав потребителей прописана норма о компенсации в размере 3% от стоимости услуги за каждый час просрочки. Подобные специальные нормы действуют также в страховом, банковском законодательстве, в законе о связи.
- Выходит, что крупный бизнес руководствуется собственными правилами игры и не обращает внимания на закон о защите прав потребителей?
- К сожалению, это так. У нас специальными нормами регулируются сферы, которые касаются большого количества людей. В результате влияние большого бизнеса привело к тому, что за прошедшие 20 лет в законе о защите прав потребителей появились различные версии. И самое печальное, что мы повлиять даже не можем, потому что процесс принятия решений в Госдуме и правительстве полностью происходит без участия общественных организаций потребителей и экспертного сообщества. Там правят бал лоббисты.
- На ваш, взгляд, к каким последствиям может привести такая ситуация?
- От отсутствия баланса интересов страдает не только потребитель, но и целые отрасли экономики. Например, наши производители сгущенного молока уже столкнулись с этой проблемой. За последние пять лет его производство сократилось в три раза, потому что начали в массовом количестве добавлять пальмовое масло и ароматизаторы. В глобальном смысле это привело к тому, что российский продукт оказался неконкурентоспособен. Уже сейчас многие россияне предпочитают покупать белорусские продукты, потому что там действуют жесткие нормативы и ГОСТы, которые работают, а не носят рекомендательный характер, как в России.
- На Ваш взгляд, назрела необходимость обновления закона о защите прав потребителей?
- Мне кажется, что в России необходимо, в первую очередь, создать условия, которые бы позволяли принимать решения с учетом мнения не только производительного лобби, но и потребителей.