Игорь Бахарев на выборах 4 марта решил исполнить свой гражданский долг дважды: проголосовать самому и проследить, чтобы другие это сделали правильно, а главное – чтобы и его, и голоса избирателей посчитали по закону. О том, как он стал членом избирательной комиссии в московском районе Люблино, Бахарев рассказывает в рамках проекта РИА Новости "Выбор есть".
Первый опыт 90-х
Свой первый избирательский опыт я получил в 1999 году, на выборах в Государственную Думу третьего созыва. Наш несколько притомивший всех в последнее время медведь тогда только-только вылез из своей норы. С каждой московской стены его растиражированный образ вопрошал "Кто в лесу хозяин?" тех немногих прохожих, которые еще сомневались в ответе на этот риторический вопрос.
Мой друг Ваня, в то время нигде не работающий и питающийся только самыми дешевыми пельменями, выжал из этих выборов все, что только мог. Он круглые сутки ездил по Подмосковью с пачками предвыборных листовок, календариков, стикеров. Одной рукой он раздавал листовки за "Единство", другой за СПС, большая же часть агитмакулатуры находила свое достойное место в мусорках. Меня же, как и других своих знакомых, он привлек в качестве наблюдателя от партии СПС.
Те выборы прошли категорически скучно. Мы не очень понимали, зачем пришли на участок, что именно такое хитрое мы должны тут наблюдать, поэтому развлекали себя спорами о том, какая партия займет последнее место по итогам голосования. Тогда это было совсем неочевидно, ведь всего в бюллетенях было заявлено 26 партий.
Тогда же я познакомился с одним из членов участковой комиссии. Он тоже скучал, жаловался, что не особо понимает свои функции. Его, как и меня, просто пригласили подзаработать (правда, не от СПС, а от ЛДПР), причем о своем участии он узнал только за день до выборов, а придя на участок, обнаружил, что необходимое для регистрации заявление кто-то написал от его имени еще неделю назад. И подпись подделали.
К слову, кроме ощущения сопричастности и "гражданских чувств" тогда мы так ничего и не заработали: в итоге никаких денег никому не заплатили.
Попытка номер два
"Предупреждаю сразу: мы – волонтеры, ни копейки денег за то, чтобы побыть наблюдателем, вы не получите". Именно этой фразой встречает представительница организации "Гражданин наблюдатель" желающих активно поучаствовать на выборах-2012. "Зато и ни копейки денег за лекции с вас не возьмут", – добавляет она. Солидный мужчина лет сорока и две дамы преклонных лет, которые входят вместе со мной, явно пришли сюда не из-за денег.
В зале сидит еще человек 10. На улице темно, мы – последняя партия добровольцев на сегодня. "Извините, если я буду что-то повторять, а что-то недоговорю, у меня сплошное дежавю, сегодня уже десятая группа", – объясняет девушка. По ее словам, за день в центр "Мемориал" (именно тут ютятся "граждане наблюдатели") приходит от 50 до 100 человек. Большинство из них, как и я, были направлены сюда из проекта "Росвыборы". Однако кто-то узнает о "Гражданине" от друзей или на политических сайтах.
Пока пришедшие заполняют анкеты, девушка рассказывает им об организации, о лекциях, которые они читают, о группах в других городах. Обращает на себя внимание подчеркнутая отстраненность участницы проекта от политики. "Пока мы не можем сказать, наблюдателем от какой партии вы будете – это зависит от участка. Но не забывайте, что ваша задача не представлять интересы партии, а следить за тем, чтобы выборы прошли честно". Рассказывая о вбросах и подтасовках, девушка ни разу не произносит словосочетание "Единая Россия" или название какой-то другой партии, многократно делая акцент на нейтральности наблюдателей. Заканчивает она пассажем: "Ваша главная задача – получить копию протокола, именно поэтому мы посылаем на один участок несколько наблюдателей от разных партий, чтобы шанс ее получить был выше". Присутствующие тут же внутренне собираются, подтягиваются. "Ничего, получим", – хорохорится один из добровольцев, хотя видно, что перспектива вырывать у кого-то какие-то бумаги радует не всех.
Добровольцы потихоньку расходятся. Следующий этап подготовки: лекция о бесчестных приемах на выборах: как их распознать, за чем наблюдать. Лишь после нее пришедшие будут направлены на участки.
В штабе
Ближе к вечеру мне приходит несколько писем. Приглашение в google-группу наблюдателей, призыв помочь раздавать листовки, постоять в пикетах, а также предложение поработать членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Документы нужно сдать сегодня. Заинтересовавшись, выдвигаюсь в Люблино, в местный штаб КПРФ.
Это обычная двухкомнатная квартира. У стен в обилии свалены пачки с какими-то листовками, на полке в "красном углу" стоит полное собрание сочинений Ленина, стенку украшает портрет Зюганова. За столом старичок и старушка заполняют однотипные анкеты. Девушка – кандидат от КПРФ на местных муниципальных выборах, рассказывает окружающим о своих успехах. "Пойдешь к ней на участок, проследишь, если что, чтобы ее не обижали", – наставляет руководительница штаба Раиса Владимировна.
Вопрос дня: где взять наблюдателей и членов комиссий. "У тебя что, опять старая гвардия?" – вопрошает она одного из активистов. Тот бурчит в ответ. "Вот, внучка моя подросла", – предлагает одна из старушек. Кандидатура внучки одобряется.
Анкета члена избирательной комиссии с первого взгляда немного смущает. Кроме пунктов "не являюсь гражданином иностранного государства и не имею вида на жительство в них" (по словам местного юриста именно так и надо писать, полностью, иначе могут завернуть, случаи были) требуется подтверждение, что кандидат не работает в госструктурах. "Через недельку звони, как лекции прослушаешь, – провожают меня. – И людей зови, очень, очень нужны наблюдатели. Человек сто, а то и больше!".
На улице почти ночь. Уже у метро я вешаю на забор листовку "Гражданина наблюдателя". К ней сразу же подходит какой-то парень и сосредоточенно читает, думая о чем-то своем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции