Китай является ведущим торговым партнером России, однако в последние годы развитие торговли между двумя странами было неравномерным. В 2009 году под влиянием мирового экономического кризиса российско-китайский товарооборот упал на 32% и составил 38,8 миллиарда долларов, в 2011 году он увеличился по сравнению с 2010-м на 42,7% и превысил 79 миллиардов долларов. Каковы перспективы развития торговли между двумя странами, какие первоочередные проблемы в этой сфере предстоит решить - об этом в интервью корреспонденту РИА Новости в Пекине Олегу Остроухову рассказал торговый представитель РФ в КНР Сергей Цыплаков.
- Сергей Сергеевич, как, по Вашему мнению, будет складываться динамика российско-китайской торговли в наступившем году? Не ожидает ли ее новый спад в связи с не внушающими оптимизма прогнозами развития мировой экономики?
- Для Китая год будет достаточно сложным в экономическом отношении. Китайская экономика замедлила свое развитие, и это видно невооруженным глазом. В 2011 году темпы роста сократились с 9,7% в первом квартале до 8,9% в четвертом. В 2012 году замедление китайской экономики, по всем прогнозам, продолжится, и особенно сложным будет первое полугодие. По мнению большинства экспертов, темпы роста будут где-то в районе 8%, а возможно и ниже. Я отношу себя к умеренным оптимистам и не склонен думать, что будет резкое падение, хотя факторы риска, в том числе внешние, конечно же, существуют.
В принципе замедление экономического роста в Китае для российской экономики невыгодно. Во-первых, сужаются возможности расширения экспорта на собственно китайский рынок. Во-вторых, уменьшение спроса в Китае неизбежно приведет к снижению мировых цен на сырьевые и промышленные товары. Другое дело, что положение в мировой экономике настолько неопределенное, что делать долгосрочные прогнозы невозможно. А в прошлом году российский экспорт значительно поднялся именно за счет роста цен.
Что касается динамики развития российского экспорта в Китай, то здесь по многим товарным группам увеличение стоимостных показателей опережало прирост физических объемов. Так, по нефти хотя и произошел рост поставок, но более существенно увеличились цены. В 2011 году Россия поставила в Китай 19,7 миллиона тонн нефти, что на 29,4% больше, чем в 2010 году, а рост по стоимости составил 87,3%. Круглый лес в физических объемах вообще упал - немного, но упал, примерно до 13 миллионов кубометров, а по стоимости он вырос на 16%. По цветным металлам динамика была разнонаправленная, но, например, значительно поднялись цены на железную руду и никель.
Хочу также отметить, что дорожают не только российские, но и китайские товары. В 2011 году средние цены на экспортные китайские товары выросли примерно на 20%, в том числе на обувь - на 15%, одежду - 20%, велосипеды - 17%, микроволновые печи - 14%. И это объективный процесс, безотносительно к России, поскольку увеличилась стоимость сырья, рабочей силы, ресурсов и т. д.
- Юань подорожал...
- Да, плюс ревальвация юаня. По итогам года юань вырос к доллару на 4,8%. Поэтому происходит удорожание китайского экспорта.
Сочетание всех этих факторов и дало возможность поддерживать в 2011 году высокие темпы роста товарооборота, составившие 42,7%, и особенно российского экспорта, который увеличился более чем наполовину - на 55,6%.
В 2012 году, на мой взгляд, 40-процентного роста товарооборота между Россией и Китаем, скорее всего, не будет. Думаю, что темпы будут снижаться, но кардинального обвала я не ожидаю. Не исключаю некоторых перепадов, связанных с зависимостью объемов торговли от ценового фактора, от внутриэкономической конъюнктуры.
В Китае сейчас немало говорят об угрозе замедления темпов роста внешней торговли в 2012 году. Существуют оценки, что внешняя торговля увеличится только на 10-15%. В этих условиях для российско-китайской торговли было бы неплохо выйти на уровень примерно 20-25%. Если этот прогноз реализуется, то объем взаимной торговли может существенно превысить 90 миллиардов долларов.
- Россия уже этим летом может стать полноправным членом ВТО. В этой связи в России звучат мнения, что дешевый китайский экспорт погубит целый ряд отраслей российской промышленности. Как Вы думаете, насколько реальна "китайская угроза" нашей экономике?
- Присоединение к ВТО имеет свои плюсы и минусы. Все будет зависеть от промышленной политики. Нам действительно трудно будет конкурировать не только с китайцами, но и с вьетнамцами. А еще есть такие страны, как Никарагуа или Малайзия, где рабочая сила априори дешевле, чем в России. Конечно, определенный вызов для российской промышленности будет. Но, с другой стороны, это станет стимулом для развития.
Китай уже 10 лет в ВТО, и в свое время, когда обсуждался вопрос о его вступлении, звучало немало прогнозов, что промышленность рухнет, автомобильной промышленности не будет, финансовый рынок упадет, сельское хозяйство придет в упадок. Прошло 10 лет, и ничего не рухнуло. Наоборот, эти 10 лет отличались высокими темпами развития и внешней торговли и экономики в целом.
Многое будет зависеть от того, как будет развиться экономика в России, какие задачи будут ставиться перед ней, какие тенденции в ней будут преобладать. Как будет развиваться промышленность - в рамках сырьевого сектора или будет какая-то обрабатывающая промышленность?
Кроме того, китайцы будут ввозить в Россию не только товары, но и капитал. У китайских компаний есть не только понятный интерес к энергетике и разработке природных ресурсов, но и к потребительскому сектору. В последнее время китайцы проявляют интерес даже к тем секторам, которые никогда их не привлекали, например, коммерческая недвижимость, туризм, сельское хозяйство. Другой вопрос, насколько он будет реализован. Многое здесь будет зависеть от российской стороны, насколько она будет готова принять эти инвестиции.
- Пока не готова?
- Это и наши руководители так говорят, и региональные тоже. И здесь дело касается даже не только китайских инвестиций, но и притока капитала из других стран. Отлаженного механизма приема иностранных инвестиций в стране нет.
Пока масштабы инвестиционного сотрудничества РФ и КНР явно несопоставимы с товарооборотом двух стран. К сожалению, 2011 год не стал в этом плане исключением. По данным Минкоммерции КНР, прямые инвестиции китайских предприятий в Россию в годовом исчислении сократились на 49% и составили 303 миллиона долларов. Это примерно 0,5% от общего объема китайских инвестиций за рубеж в 2011 году.
Плохо и то, что в Китае почти нет крупных российских инвестиций. И пока непонятно, какова их отраслевая направленность.
Но интерес есть, и инвестиционное сотрудничество будет постепенно развиваться. Уже сегодня китайский бизнес реализует в России проекты в сферах строительства, энергетики, логистических услуг. Огромные возможности предоставляет инвестиционное взаимодействие в сельском хозяйстве.
- Ожидаете ли каких-либо сдвигов в российско-китайском торгово-экономическом взаимодействии в 2012 году?
- Кардинальных - нет, а постепенно процесс будет идти.
- Видите ли Вы какие-нибудь проблемы в развитии торговли между РФ и КНР, которые можно было решить уже в этом году?
Прежде всего, надо разобраться с транспортной инфраструктурой на границе. Здесь положение просто безобразное. И проблема эта очень серьезная, если мы мыслим на перспективу и хотим добиться в ближайшие годы 200-миллиардного товарооборота между нашими странами.
Ведь о каком инвестиционном взаимодействии можно говорить при неразвитой транспортной инфраструктуре? Мы призываем китайский капитал вкладывать средства, например, в разработку месторождений угля. Но ведь этот уголь надо вывести. Как? Через единственные два перехода Забайкальск-Маньчжурия и Гродеково-Суйфэньхэ? У нас через Забайкальск идет больше 30 миллионов тонн грузов в год. Практически вся торговля европейской части России идет через этот погранпереход, который обслуживает еще и значительную часть Сибири.
При этом через пограничный Амур не построено ни одного моста. Еще почти пять лет назад было подписано соглашение о строительстве моста Нижнеленинское-Тунцзян - первого постоянно действующего железнодорожного мостового перехода через Амур на трех тысячах километров российско-китайской границы. Но по разным причинам это соглашение до сих пор не реализовано. Давно назрела необходимость и строительства моста между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ.
В этом году из достижимых целей реально было бы сдвинуть с мертвой точки проблему транспортных пограничных переходов. Без ее решения будет буксовать программа координации развития Северо-Востока Китая и российского Дальнего Востока и Восточной Сибири, не будут реализованы многие инвестиционные проекты. А есть еще многообещающие проекты транзита китайских грузов через нашу территорию, Например, так называемый "малый транзит" может помочь китайцам разгрузить их порт Далянь и другие порты Северо-Востока, если часть грузов отправлять через наши морские порты по железной дороге на юг Китая.
Если бы нам по каким-либо проектам транспортного сотрудничества удалось сдвинуться, это было бы большим достижением.