РИА Новости публикует серию интервью с российскими и западными экспертами на горячие темы президентской кампании-2012. На вопросы нашего корреспондента отвечает директор Центра России и Евразии при Германском совете по внешней политике Александр Рар (Германия).
- Выборы в России проходят в новой социальной и экономической ситуации. Еврозона в кризисе, экономисты предупреждают о второй волне глобального финансового криза. С какими вызовами и проблемами придется в связи с этим столкнуться новому российскому президенту?
- Российский президент будет иметь дело с Европейским союзом, который будет все больше и больше занят самим собой, спасением своей собственной социально-экономической системы. И Евросоюз будет проходить через какие-то политические катаклизмы. В конце 2012 года в любом случае ЕС будет совсем другим, чем мы его знаем сегодня.
Есть два варианта развития событий: или сильные государства спасут только себя и выстроят внутри ЕС специальную новую норму стабилизации, создадут фундамент для создания Соединенных Штатов Европы. Другой вариант – это медленное ослабление Европейского союза, ослабление политической способности отдельных государств вести собственную экономику. Это плохой вариант, но его тоже нельзя исключить.
- Как может отразится на России каждый из двух названных вами вариантов развития событий в Евросоюзе?
- Для России в первую очередь важно, чтобы экономика Европейского союза не потерпела краха, чтобы она развивалась успешно, потому что российские глобально-экономические интересы завязаны на ЕС.
Евросоюз – главный рынок сбыта российских энергоносителей. Если Европейский союз не будет больше закупать нефть и газ в тех объемах, в которых хочет продавать Россия, то, я думаю, российский бюджет будет катастрофически мало получать и тоже страдать.
Насколько Россия сможет за 2012 год быстро модернизировать свою экономику, это большой вопрос. Поэтому она должна поддерживать развитие стабильности внутри еврозоны.
- Каким образом Россия может это сделать?
- Я думаю, что в первую очередь через укрепление, а не ослабление связей. Укрепляя курс на модернизацию, Россия может открыть свой рынок для сбыта западных технологий.
Почему нет? Почему нужно все обязательно производить внутри России, тем более, что многое Россия уже не может сама производить? Лучше закупать, пока есть деньги, на Западе, тем самым привлекая западные ноу-хау и открывая двери для западных инвестиций именно в Россию.
Россия – хороший рынок для Европейского союза, потому что здесь сравнительно дешевая рабочая сила, и Россия может даже оттянуть какой-то человеческий капитал – высокообразованных европейцев – к себе, приостановить утечку мозгов из России на Запад, привлекать западных предпринимателей, адвокатов, специалистов для модернизации российской экономики.
Я думаю, что Россия должна бы дальше работать над тем, чтобы вместе с Европейским союзом создать общую экономическую зону, зону свободной торговли. Первый шаг был сделан с вхождением России во Всемирную торговую организацию, но это только первый шаг, теперь нужно его конкретизировать и не отступать от этой идеи.
Если будет создана Европа, где будет все-таки процветание евро, где будет стабильность – вот с такой Европой Россия может начать совсем новую игру. Я думаю, что такая ситуация в 2012 году может, наконец, возникнуть.
Последние 15 лет Европейский союз хотел разговаривать с Россией только на языке западных ценностей: Россия должна принимать их, становиться демократической страной с либеральной экономикой, тогда ЕС готов был с Россией создавать какое-то партнерство. Росси не была к этому готова – и европейцы были не прочь изолировать ее и рассматривать только как ресурсный придаток.
А сейчас, мне кажется, ситуация будет меняться, привлекательны станут российские деньги, Россия может вкладывать в западную экономику, Европейский союз не будет говорить "нет". И расширение российского рынка в сторону Европы станет очень важным шагом для выживания Западной Европы.
- То есть кризис еврозоны может подтолкнуть Евросоюз к смягчению позиций в отношении к России?
- Европейский союз, который последние 20 лет был на коне, был очень сильным, мощным, сейчас проходит через очень сложный кризис. Чувствуется определенное ослабление, во всяком случае, экономических и финансовых институтов, не политических еще, но экономических внутри ЕС.
А Россия все-таки начинает пытаться вместе с Казахстаном создавать какой-то новый общий рынок, чего до сих пор тоже не было, все постсоветские страны выживали в одиночестве, а сейчас появляется Евразийский союз, который не основан только на доминировании одной страны – России. Это что-то новое, и, может быть, мы будем свидетелями зарождения своего рода нового Евросоюза Востока, который будет догонять, а может, даже догонит Евросоюз Запада.