Анна Курская, РИА Новости.
Преобразования, предложенные в опубликованной в понедельник очередной программной статье кандидата в президенты России, премьер-министра Владимира Путина, должны способствовать либерализации политической системы страны - но все будет зависеть от того, каким конкретным содержанием наполнятся обещания власти, считают эксперты.
Четвертая за месяц статья Владимира Путина опубликована в газете "Коммерсант" и на сайте putin2012.ru и посвящена демократии и государственному строительству. Кандидат в президенты пишет о своем видении дееспособного государства, призванного служить интересам общества.
Путин считает, что без демократии построение такого государства невозможно, при этом демократия, по словам кандидата, работает только там, "где люди готовы в нее что-то вкладывать".
Муниципалитеты должны стать автономными
В своей статье Владимир Путин уделил большое внимание местному самоуправлению. По его мнению, муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными, иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. В своей статье премьер предлагает передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов.
Эксперты единодушно поддержали это предложение.
"Не нужно будет на ремонт дорог, вопросы ЖКХ или другие муниципальные нужды запрашивать средства наверху, - полагает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Это повысит самостоятельность муниципалитетов, увеличит эффективность использования средств и даст возможность гражданам через свои общинные объединения, муниципалитеты и судебную систему влиять на политический процесс".
Для того чтобы территории развивались, в них надо инвестировать, им надо давать права и стимул для развития. Но в таких условиях территории начинают чувствовать себя независимыми, начинает сокращаться пространство прямого административного контроля Кремля, считает политолог Дмитрий Орешкин.
"Города начинают больше интересоваться собой и меньше – державными проектами, - отмечает он. - Их меньше волнует, что происходит в США, они менее заняты тем, чтобы "давать отпор оранжевой заразе". Таким образом, Путин делает уступки региональной общественности, но подрывает основы своей вертикали, которая строилась под лозунгом "надо сплотиться, затянуть пояса и дать отпор угрозе"".
Тем не менее, власть сумеет найти баланс своих интересов с интересами территорий, уверен эксперт.
Расширяя права муниципалитетов, нельзя забывать об одной опасности: на муниципалитеты может быть "сброшена" социальная сфера, вне зависимости от того, есть ли у регионов реальные деньги для того, чтобы все это финансировать, предостерегает эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков.
"Бывают муниципалитеты богатые и бедные, и если под предлогом расширения ответственности сбросить на них всю социалку, то они могут оказаться на грани банкротства, а образование, здравоохранение и культура в зоне их ведения будут находиться в заброшенном состоянии", - подчеркнул эксперт.
По мнению Дмитрия Орешкина, большая часть муниципалитетов не умеет зарабатывать деньги, они привыкли получать федеральные субвенции, и в большинстве малых городов России внутренние бюджеты глубоко дотационные и дефицитные. Он согласен с мнением о том, что если даже если дать возможность муниципалитетам развивать малый бизнес и тратить сбор от налогов, то мгновенного роста бизнеса не произойдет, и в первые же несколько лет эти муниципалитеты обанкротятся.
Эксперты не считают, что управляемость регионами из центра вследствие преобразований, предложенных премьером, как-то изменится.
"Это будет зависеть от того, какие конкретно полномочия будут переданы вниз, но, по-видимому, основные функции власти так и останутся в руках федерального центра, - отметил Павел Святенков. - В этом случае реформа будет неэффективной и может породить рост социальных противоречий".
Сто тысяч подписей в интернете
Владимир Путин в своей статье пишет, что новый, информационный век диктует новые механизмы участия граждан, общества в жизни государства, когда народ может непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. Для построения системы "обратной связи" он предлагает дать гражданам возможность заранее "тестировать" все государственные документы.
Премьер также предлагает ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в интернете.
"Это очень разумный механизм, и я думаю, со временем будут сформированы новые структуры гражданского действия, которые будут аккумулировать интересы граждан", - отметил Дмитрий Орлов.
Другие эксперты считают, что собирать 100 тысяч подписей инициативным гражданам будет труднее, чем убедить одного своего депутата в необходимости разработки нового законопроекта.
"Дискуссия должна идти, прежде всего, в парламенте, который для этого предназначен и избран, - утверждает Павел Святенков. - И именно там партии, представляющие те или иные группы избирателей, должны отстаивать свои позиции по тем или иным вопросам".
Сам механизм общественной дискуссии политолог считает достаточно сомнительным и слабым. По его мнению, общественное обсуждение всегда обезличенное, его участники не несут никакой ответственности за свои суждения. Никакого голосования не проводится, поэтому нельзя определить, кто победил в общественном обсуждении, а кто проиграл.
"С одной стороны это приводит к умножению ненужных сущностей, а с другой – призвано замаскировать отсутствие свободной политической конкуренции, честных выборов и партий, которые де-факто отражают интересы населения, а не вышестоящего руководства", - считает Дмитрий Орешкин.
Вместо развития системы общественного обсуждения надо повышать роль парламента как места для дискуссий, площадки, где должны спорить люди, которые представляют интересы и регионов, и бизнеса, и простых работников, полагает Павел Святенков.
"Надо будет посмотреть"
Таким образом, эксперты по-разному оценивают возможное влияние предлагаемых премьером преобразований на либерализацию политической системы в стране.
В центр модели демократии, приемлемой для России, Владимир Путин ставит общины, муниципалитеты, человека "внизу" и его потребности, подчеркивает Дмитрий Орлов.
"Это не какие-то верхушечные изменения. Это земское, общинное, "низовое" понимание демократических ценностей и институтов, - говорит он. - Соответственно выбраны инструменты реализации этой модели, среди которых - формирование общественных советов при министерствах, передача новых полномочий муниципалитетам, увеличение возможностей для граждан".
Преобразования, намеченные Владимиром Путиным, направлены в сторону либерализации политического устройства государства, считает Павел Святенков.
"Но пока либерализация происходит на уровне обещаний: власти утверждают, что будут прямые выборы губернаторов, произойдет облегчение процедуры регистрации политических партий, напрямую будут избираться главы муниципалитетов, - отметил он. - Однако на законодательном уровне эти инициативы не внедрены, и надо будет посмотреть, как они будут работать на практике".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции