Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон - для РИА Новости.
Ситуация в Грузии и вокруг нее по-прежнему продолжает волновать международное сообщество. Свидетельством тому - выступление Михаила Саакашвили на 48-й конференции по безопасности в Мюнхене 5 февраля.
Такой интерес не случаен. В 2012-2013 годах в Грузии пройдут парламентские и президентские выборы.
Между тем, никому в мире, включая и самих грузинских избирателей, еще не понятна роль ныне действующего президента Грузии в этих процессах. Останется ли он в новом качестве (например, как премьер-министр) на грузинском политическом Олимпе или покинет его? Как это скажется на российско-грузинских отношениях? И как те, в свою очередь, повлияют на отношения между Россией и Западом?
Между Вашингтоном и Тбилиси стоит Москва
Не всякий увидит связь между этими вопросами и недавней встречей в Вашингтоне Барака Обамы и Михаила Саакашвили. Но лично мне представляется, что она есть. Хотя и сегодня на сайте Белого дома в специальном комментарии, посвященном российско-американской "перезагрузке", говорится о том, что "администрация Обамы по-прежнему имеет серьезные разногласия с правительством России по поводу Грузии", некоторые подвижки на этом направлении происходят.
Обама встречается с грузинским лидером на фоне спора с Россией. Читать на сайте ИноСМИ>>
Американский дипломатический вояж грузинского лидера, случившийся в самом конце января, был особо примечателен по нескольким причинам.
Однако какова бы ни была повестка дня встречи Михаила Саакашвили и Барака Обамы, она не привлекла к себе такого пристального внимания, если бы в ходе переговоров незримо не присутствовал третий участник - Россия.
В российско-американских отношениях и без Грузии хватает проблем. Но кавказское направление играет в них особую роль, поскольку затрагивает крайне чувствительную и для Москвы, и для Вашингтона тему - влияние на постсоветском пространстве.
Сегодня только ленивый не говорит о том, что "перезагрузка", начавшаяся некогда с большой помпой, переживает кризис, если не "застой". Однако нельзя не видеть, что этот кризис был изначально вмонтирован в сам ее фундамент.
США соглашались на прагматизацию отношений с Россией при условии, что Москва не будет претендовать на эксклюзивную роль на просторах бывшего СССР. Между тем, требовать такое - это приблизительно то же самое, что убеждать США в отказе от блокады Кубы и обеспечения их привилегированных интересов в странах Латинской Америки.
Мы можем до хрипоты спорить о том, прав ли был Кремль, когда вмешался в "пятидневную войну" в Южной Осетии или насколько обоснованы действия США по исправлению "неправильных режимов" в Панаме или Гренаде, но одну геополитическую аксиому не могут опровегнуть политики и эксперты по обе стороны океана.
При любом глобальном раскладе и при любом режиме внутри страны внешняя политика по отношению к ближайшим соседям будет являться главнейшим приоритетом. Просто потому, что во многих случаях она является продолжением внутренней.
Это позволяет нам лучше понять, почему абхазы и осетины в отношении Грузии намного более радикальны, чем многие кремлевские "ястребы", и почему кубинское лобби в Штатах иной раз намного более проамериканское, чем Конгресс и администрация вместе взятые.
Вернемся еще раз к вашингтонской встрече в последний январский день 2012 года. На первый взгляд, главным ее бенефициарием стал президент Грузии. Не каждый день удается побывать в Овальном кабинете, встретиться также с Госсекретарем и выступить в ведущих университетах страны. Но если отбросить шелуху словесных похвал и дипломатических реверансов, то в "сухом остатке" будет рекомендация Обамы провести честные и конкурентные выборы. Как известно, в нынешнем году Грузия выбирает депутатов парламента, в 2013 году - президента.
Грузинская оппозиция расчищает поле
Интересное стечение обстоятельств. Практически синхронно с "историческим приемом" Саакашвили в Овальном кабинете известный журнал Foreign Policy разместил информацию о том, что ряд американских лоббистских структур получили немалые средства от главного возмутителя спокойствия грузинской политики миллиардера Бидзины Иванишвили.
Таким образом, грузинская оппозиция также расчищает поле для своего влияния. Добавим к этому тот факт, что внешней политикой в команде грузинского олигарха будет заниматься Тедо Джапаридзе, профессиональный американист.
Для справки: Джапаридзе - экс-министр иностранных дел Грузии и многолетний посол этой страны в Вашингтоне, а до этого долгое время работал в Москве в Институте США и Канады, еще той, "золотой" арбатовской поры. Так вот, по словам Джапаридзе, с проектом Иванишвили "Грузинская мечта" уже выразили готовность сотрудничать многие известные западные эксперты.
Помимо этого недавно в Конгресс был представлен ежегодный доклад Директора национальной разведки США, в котором возможность перехода Саакашвили на работу главой грузинского правительства была упомянута как потенциальная опасность для стабильности в стране.
Не стоит забывать и о том, что действующий руководитель Грузии так и не получил от Обамы твердых гарантий относительно обретения ПДЧ - "Плана действий по членству" - в НАТО на ближайшем саммите в Чикаго. В прошлом году генсек Альянса Андерс фог Расмуссен уже увязывал данный процесс с динамикой развития демократии в Грузии (читай цивилизованной передачи власти от одного первого лица другому).
Преодоление фактора Саакашвили
Какие же выводы может извлечь Россия из всей этой истории? В первую очередь, следует понимать, что Вашингтон поддерживает не столько персонажа по имени Михаил Саакашвили, сколько страну, представляющую стратегический интерес. И это говорит о том, что коридор возможностей для улучшения российско-грузинских отношений сегодня не слишком широк.
США не склонны переоценивать роль Саакашвили в отношениях с Грузией. Читать на сайте ИноСМИ>>
Потенциальные "сменщики" Саакашвили также не откажутся от консенсусной позиции грузинского политического класса относительно территориальной целостности. И мы это увидели на примере растущей лоббистской активности оппозиции в США.
Не слишком благоприятствует улучшению отношений Москвы и Тбилиси и общий российско-американский контекст. Здесь явно требуются нетривиальные решения, с помощью которых можно получить и нужные рычаги на кавказском направлении.
Надо иметь в виду, что сегодня и Штаты в частности, и Запад в целом хотели бы успокоения Грузии, снижения накала страстей вокруг нее. В этой связи Москве стоит занять наступательную позицию в отношении Грузии, а не выжидать, сложа руки, когда ситуация там станет более благоприятной.
Никто не мешает нам интенсифицировать свои контакты с грузинской оппозицией, с влиятельными представителями Конгресса. Пока с сожалением приходится признать, что работа с законодательной властью США еще остается слабым звеном российской политики. Пусть фронтального прорыва здесь не будет, но прагматизация возможна. Получилось же добиться определенных компромиссов относительно ВТО!
А ведь есть еще и двусторонние российско-грузинские экономические связи. Парадокс, но после августа 2008 года они не свернулись, а, напротив, расширились, что называется, от "Лукойла" до "Билайна".
В минувшую пятницу заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин заявил, что грузинские товары скоро могут вернуться на российские рынки. Определенная работа по поиску базового компромисса ведется через РПЦ - фактор конструктивных межцерковных контактов в данном случае имеет ключевое значение.
Таким образом, вывести российско-грузинские отношения на уровень сближения интересов и приглушить остроту затянувшегося конфликта вполне возможно. А в обозримое время и фактор Саакашвили как камень преткновения, скорее всего, перестанет существовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции