Группа "Аквариум" в этом году отмечает 40-летний юбилей. Однако на официальном сайте группы 2012 год значится годом "4000-летия "Аквариума". Музыканты отметят юбилей большим туром по городам России, Украины и Прибалтики, который уже расписан до мая 2012 года. Еще будут переизданы "естественные" альбомы группы, их всего 29, и выйдет бонусная пластинка, с композициями, не вошедшими ни в один альбом. Корреспондент РИА Новости Инна Финочка поговорила с Борисом Гребенщиковым о странных цифрах, молодых музыкантах и поколении нынешних 25-летних.
- Откуда вдруг 4000 лет появилось?
- Это заявление историков. Я честно скажу, что дальше 50 лет запомнить что-либо сложно. Историки говорят, что 4000, изучая тексты песен.
- У меня было предположение, что 4000 лет появились от того, что время измеряется импульсами: когда тебе хорошо - время летит незаметно.
- Вот поэтому 4000 лет и пролетели незаметно.
- За это время какое самое яркое впечатление можете вспомнить?
- Когда смотришь в зал и видишь, что в зале люди счастливы. Ты понимаешь, что это отчасти наших рук дело - мы чуть-чуть сделали их счастливее. Вдруг тебя осеняет, что это самое лучшее переживание, которое может с тобой случиться - что ты помог кого-то сделать счастливым.
- То есть состояние счастья у Вас непрерывно?
- Конечно. Когда люди счастливы, то и я счастлив. Это правда.
- Оглядываясь назад, можете поделить историю группы на какие-то ключевые этапы?
- Нет. Были 70-е, 80-е годы, 90-е годы, нынешние. Они все немножко разные, но ощущение от концертов на высшей точке - они всегда одинаковые. Когда находишься на высшей точке, дальше уже некуда. Потому и делить не на что.
- За все это время наверняка был какой-нибудь запоминающийся концерт?
- Мне вспоминаются какие-то маленькие концертики, где мы играли на такой сцене метра полтора на полтора, где половина народу не помещалась. И совсем не обязательно это были заграничные концерты. Мне нравится играть концерты в маленьких-маленьких помещениях. Где всем тесно и все видят друг друга. От этого возникает такая непосредственность ни с чем не сравнимая.
- С кем-то из музыкантов хотелось бы повторить джем на сцене?
- Наверняка есть еще много интересных музыкантов, просто я пока о них не знаю. А так, Брайан уже с нами (Брайан Финнеган, ирландский музыкант - прим. ред.). Если какой-нибудь гость, гений гениальный, зайдет на одну песню, это будет очень здорово, конечно. Просто мне все время кажется, что будет лучше, если мы сами все сыграем.
- Раньше Вы часто говорили, что в России сейчас нет музыкантов, которые бы играли музыку на мировом уровне. Что-то меняется сейчас?
- Женя Федоров с Tequilajazzz, а теперь с группой Zorge, играют очень достойную, на мой взгляд, музыку.
- А из молодых групп?
- Я по старой памяти Женю до сих пор молодым считаю. Молодые музыканты, думаю, сразу на мировом уровне играют. Просто само понятие мирового уровня стало нечетким и размытым, потому что люди, которые играют "инди", перед вступлением в музыку дают клятву играть плохо и непрофессионально. Условия игры такие. Непрофессионально играют там или здесь - не так важно.
- Чем отличаются 25-летние Вашего поколения от нынешних?
- Разницу я не чувствую. Как-то ночью не мог уснуть во Львове, пошел гулять и забрел в какое-то питейное заведение, где сидели молодые люди, они даже не все говорили по-русски. Многие принципиально не говорили. Все они были как раз 20-25 лет, но я не заметил никаких препятствий в общении. Они в общем тоже передо мной не особо строились.
- При этом на митинги сейчас выходят именно молодые люди.
- Потому что им хочется проявить себя. Любому человеку хочется.
- Проявить себя в толпе?
- Их обманули. Им сказали, что если они выйдут, это будет что-то значить. Я боюсь, что политика дело такое, что простого человека всегда обманывают. Потому что у государства, как у большой системы, - свои цели. Цели Системы с целями человека никогда не совпадут. Государство никогда не заботится о благе своих подданных, оно заботится о своем сохранении. Часто люди попадают в ловушку, когда думают, что делают что-то хорошее для государства, при этом вредят самим себе. Поэтому я не очень доверяю митингам. Для меня это всегда был обман. Но если люди хотят выйти, и мотив их благороден, то честь им и хвала. Тогда то, что они делают, все равно будет правильно. Поэтому половина моего сердца у меня, а половина с теми, кто ходит по митингам.
- При этом многие умные люди разводят руками и не берутся прогнозировать, к чему митинги могут привести.
- Власть на митинги может среагировать двояко. Площадь Тяньаньмэнь (имеет в виду "резню на площади Тяньаньмэнь" в 1989 году - прим. ред.) - очень хороший пример того, как власти реагируют. Если какие-либо действия для власти опасны - власть пускает танки, не опасно - не пускает. Вернемся к искусству.
- Можете назвать что-нибудь из недавно прочитанного или увиденного, что Вас действительно впечатлило?
- За последнее время самым ярким впечатлением был "Холмс" Гая Ричи. По неизвестной причине я его просмотрел 18 раз - вероятно, это сильное впечатление. А из книг мне понравилась последняя книга Пелевина, на удивление. Я совершенно от него этого не ожидал, и был тронут. Я не ожидал от него лирического конца. Это меня тронуло прямо до сердца.
- Главный совет, который Вы получили в жизни?
- От мудрых людей я услышал главный совет - "никогда не давай советов". Потому что дающий советы выглядит глупо, а тот, кто получает совет, никогда им пользоваться не будет в жизни.