Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Британии – на одного сэра меньше. Зато англичане узнали, кто виноват в их финансовом кризисе 2008-го и всех последующих годов. И в экономических проблемах всего последнего десятилетия.
Ее Величество Елизавета II лишила титула и всех прилагающихся наград бывшего главу одного из крупнейших банков островов Royal Bank of Scotland (RBS) Фреда Гудвина. Теперь он не "сэр", а снова мистер. Гудвин совсем не первый "лишенец": таких со времен Второй мировой было за 30.
Доспехи рухнут…
Гудвин довел этот крупнейший на островах банк с участием государственного капитала до состояния банкротства. И в 2008-м году, на волне общего мирового финансового кризиса, правительству пришлось влить в него аж 45 млрд фунтов стерлингов. Не то чтобы крах RBS мог потащить за собой всю банковскую систему Альбиона – она не настолько слаба, – но проблемы для нее создал бы очень серьезные.
Когда с 53-летнего сэра Фреда снимали доспехи, то скрежет и звон разнесся по всему Соединенному королевству. На родине легенды о короле Артуре и его корпусе Круглого стола развернулась бурная дискуссия. Понятно – не так уж часто с рыцарей так публично срывают одежды. Да еще с таких и при таких обстоятельствах.
Гудвина посвятили в рыцари в 2004-м как раз за выдающийся вклад в банковское дело. В 2002-м он был назван журналом "Форбс" бизнесменом года. Идеальный финансист идеального финансового мира.
Парадокс: рыцарем банкира сделали социалистически ориентированные лейбористы еще при премьере Тони Блэре, а выгнали из рыцарских рядов за капиталистические злоупотребления вполне капиталистически ориентированные консерваторы нынешнего премьера Дэвида Кэмерона.
Последний как раз и рекомендовал королеве ампутировать у Гудвина (между прочим, почти земляка-шотландца: и в премьере и в банкире солидный объем кельтской крови) добавление "сэр".
Если бы знал, что после этого начнется, то, скорее всего, передумал бы. В соответствии с традициями и обычаями, Гудвина можно было и не лишать титула. Четкие правила говорят, что это можно сделать с человеком, осужденным судом и отсидевшим минимум 3 месяца или "изгнанным из цеха", т.е. лишенным членства в каком-либо профессиональном объединении или организации.
Ничего из этого Гудвину не пришьешь. Есть, правда, еще и очень туманный пункт о неких "исключительных обстоятельствах", когда вреда слишком уж много и общественность в гневе. Его, собственно, и применили к "идеальному банкиру".
Общебританская дискуссия в газетах, в блогах, на телевидении развернулась примерно по таким направлениям: зря лишили, за дело лишили, нужно ли рыцарство или эти все титулы – анахронизм, выродившийся в политическое кумовство, надо за традицию держаться до последнего или ну ее?
На волне этой дискуссии очень многие заносчиво советуют Ее Величеству и кабинету лишить аналогичных титулов чуть ли ни всех банкиров, депутатов, промышленников, профсоюзников и общественников и попутно упразднить пэров и лордов. Да и вообще всех. И монархию тоже.
Это, несомненно, делается в состоянии крайней запальчивости: что же останется от Британии без сэров, пэров, лордов, графов, баронов и королей? Шотландия вот тоже планирует в 2014-м провести референдум по вопросу о независимости… Беда.
…А под доспехами козел отпущения
Банкиры и сочувствующие Гудвину, а также не сочувствующие ни Гудвину, ни правительству, ни монархии, полагают, что рыцаря элементарно превратили в козла отпущения. Что не лишено резона.
В заявлении по этому поводу соответствующая комиссия по лишению наград (настоящее название у нее слишком мудреное) заявила открытым текстом, что деятельность и промахи Гудвина как раз и довели дело до финансового кризиса, невиданного со Второй мировой войны экономического спада в стране. А министр финансов Джордж Осборн заметил, что "RBS символизирует все, что было неправильным в экономике за последние десять лет". В общем, если бы его не было, то может все и обошлось бы. А так…
Британия невзлюбила Фреда Гудвина как раз с 2008-го, когда RBS уже катился под откос. И возненавидела в 2009-м, когда он уволился, но отказался расставаться с "отступными" – чуть более 16 млн фунтов за разрыв контракта не по его вине плюс колоссальные "пенсионные".
Тяжба по вопросу шла до 2010-го, и тогда еще сэр Фред согласился уполовинить сумму и уменьшить пенсию с 700 тыс в год до примерно 400 тыс. Средний британец, всю жизнь проработавший в государственном секторе и которому не повезло с корпоративной пенсией, получает, выйдя на заслуженный отдых, от пяти до девяти тыс фунтов в год.
В Британии, тех, кто считает Гудвина виноватым, но не во всех, конечно, бедах королевства, большинство. Вот пара высказываний (квинтэссенция мнений) из блогов: "А что, наша банковская система настолько незащищена, что ее может обрушить один единственный человек? А нельзя ли устроить облаву и взять всех разом?" А другой блогер добавил, что если бы Фред был "государством-изгоем", то мы уже давно сбрасывали бы на него "умные" бомбы в соответствии с резолюциями СБ ООН о необходимости защиты гражданского населения".
Награда рыцарством в Королевстве, в принципе, получила политическую окраску в тот самый день, когда все началось много веков назад, хотя в "рыцарский корпус" попадает и много достойных людей. Как-никак, это все же высшее признание заслуг подданных его или ее величеств в любых областях жизни: от политики и военного дела, до искусства, медицины и спорта. Половину номинантов предлагают общественные группы и объединения. Ну а половину – премьеры.
В этой половине "сэров" дают либо за лояльность сегодняшнюю и завтрашнюю, за поддержку партий (взносы в предвыборные кампании – бывали скандалы), либо за лояльность вчерашнюю. Последнее – для уходящих: министров, депутатов, лордов, мэров, профсоюзных деятелей и пр. Рыцарство этой категории нечто вроде политической валюты.
"Зарубежные рыцарские корпуса"
Британцы, естественно, не единственные, кто в такие игры играет.
Не так уж давно и в нашем собственном отечестве имели привычку раздавать высшие награды государства, иногда, как бы это помягче, по не совсем адекватным причинам и не совсем адекватным лицам.
По личной инициативе Хрущева в 1964-м году Героя Советского Союза и Орден Ленина (а они котируются гораздо выше, чем рыцарское звание) получил египетский президент Насер. И вся советская страна потом распевала про это неприличные частушки.
Дождь из орденов Ленина от Москвы в былое время проливался преимущественно на лидеров дружественных социалистических государств. Типа Фиделя Кастро, чешского Густава Гусака, вьетнамского Хо Ши Мина, венгерского Яноша Кадара и пр.
По малообъяснимой причине более всего орденоносцев оказалось в братской Монголии – все лидеры и почти все высшие военные, начиная от первого руководителя Чойбалсана и кончая последним коммунистическим вождем Цэденбалом. Так создавался советский "зарубежный орденский корпус". Здесь СССР совсем не был первым.
К чести нашей надо сказать, что британцы в подборе своего "зарубежного рыцарского корпуса" были гораздо неразборчивей. Тут среди награжденных был и Бенито Муссолини (лишен звания), и Чаушеску (тоже лишен), и даже очень нелюбимый Лондоном лидер Зимбабве Роберт Мугабе (тоже лишен).
Из нелишенцев остались и Рональд Рейган, и Джордж Буш-старший, глава Федеральной резервной системы (центрального банка США) Алан Гринспен, глава "Майкрософт" Билл Гейтс, кинорежиссер Стивен Спилберг, проповедник Билли Грэм, мэр Нью-Йорка Роберт Джулиани.
Правда, рыцари они больше виртуальные. Звание это почетное, и для иностранного гражданина никакой приставки "сэр" к имени не дает.
Любопытно, какой была бы реакция рыцарей Круглого стола короля Артура, узнай они, в какой компании окажутся примерно через 16 веков?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции